Из ситуаций «обманутых дольщиков». Очень часто встречающийся вариант: дом достроен, но в эксплуатацию не вводится — разные службы не согласовывают документацию, рассчитывая на взятку. Раньше застройщик скрежетал зубами, но платил. Сейчас все чаще осваивает политику: платить не буду, дом сдавать не буду, у вас будут «обманутые», разбирайтесь с ними сами. Или принимайте как есть, или моя твоя не понимай. Я, мол, еще когда разрешительную документацию на застройку делал, уже со всеми поделился по кругу, и второй раз не хочу.
Застройщика начинают прессовать уже при помощи силовиков. Он держит мхатовскую паузу и в конце концов ударяется в бега — уже построенный дом начинает тем временем частично самопалом заселяться, частично разрушаться и разворовываться.
Мне в этой истории важен социологический срез. Все хотят заработать. Дольщики, чаще всего, вкладываются в квартиры или под продажу, или под сдачу, а вовсе не жить. Застройщик — понятно. Власти и службы тоже не хотят оставаться в стороне. Какой-то кусок прибыли в конце концов все получат — но игра идёт за то, кто получит сливки, сверхприбыль, ренту.
У всех основной инструмент — шантаж. Дольщики шантажируют застройщика и власть митингами, власть стращает всех силовиками, застройщик шантажирует тех и других срывом всей операции. Камень-ножницы-бумага. Сейчас Дума взялась разруливать ситуации с дольщиками по стране, но вопрос ведь не в том, будут дома достроены или нет, а в том, кто из троих в итоге выиграет, т.е.заработает. Так, чтобы всем хватило — так не бывает, мы бедная страна.