Новое

Запись в фейсбуке от 24 декабря 2017 г.

Кстати, ярким образцом ретрокультуры является культ «малого предпринимательства» и «индивидуального успеха», даже риторически оформленный в стилистике ХIХ века. В то время как уже на рубеже ХХ-го стало понятно, что мир индивидуальных предпринимателей уходит, уступая миру глобальных корпораций и аффилированных с государствами монополий, всего того, что тогдашние марксисты называли «империализмом».

Сегодня же это вообще ясно как день: «венчурная индустрия» есть не что иное, как машинка поглощения корпорациями предпринимательской энергии амбициозных «стартаперов». Подсекать на ранней стадии перспективные технологии и бизнес-модели, постепенно экспроприировать их посредством размытия доли фаундера в ходе «раундов инвестиций», конвертировать предпринимателей в наемных сотрудников корпораций посредством т.н. ’acquihiring’а, не давать вырасти ничему по-настоящему прибыльному в самостоятельную крупную сущность. Наконец, франшизная модель как апофеоз нового корпоратизма: франчайзи — собственник всего кроме главного: самой бизнес-модели, которая остаётся в руках компании-франшизера. Предприниматель, но без предпринимательства: безалкогольное пиво.

Я отдал несколько лет своей жизни теме развития малого бизнеса. Как сейчас понимаю, только для того, чтобы по итогу сделать вывод: «малый бизнес» в современном мире — это всегда хвост кометы (т.е.крупной корпорации), и вопрос состоит не в том, как поддерживать малый бизнес, а в том, как строить и развивать крупные корпорации, которых в нашей юрисдикции критически мало и почти все они — обломки советской архаики, кое-как косметически перелицованные под новый стандарт. Будут сильные корпорации — будет на их периферии сколько угодно «малого бизнеса»; не будет таковых — судьба МБ в нашей стране это вечно балансирующий на грани закрытия замурзанный ларёк с бухлом.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма