«В кратчайшие сроки нам необходимо создать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Причём такая нормативная база должна постоянно обновляться, строиться на гибком подходе к каждой сфере и технологии.
(…)
Нам надо формировать собственные цифровые платформы, естественно, совместимые с глобальным информационным пространством. Это позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику, в том числе с использованием технологии «распределённого реестра», что очень важно для финансовых транзакций, для учёта прав собственности и так далее. Это имеет практическое измерение.» (Послание)
Это все опять к дискуссии про законодательное регулирование цифровой экономики.
Президент говорит: нормативная база должна постоянно обновляться. Но Дума и так принимает по 500 законов в год, и юридическое сообщество воет: законы слишком часто меняются! Причем большинство новых законов — это поправки в старые, а потом поправки к поправкам. Нормативное поле становится нестабильным, и все понимают, что такая логика «постоянного обновления» нормативной базы — ошибочна на уровне базовой методологии.
Отсюда мораль: для того, чтобы выполнить задачу Послания в этой части, необходима иная логика нормотворчества, по меньшей мере применительно к регулированию ЦЭ. Обновление регулирования должно быть технологизировано. Если уж говорить о цифровых платформах, то самая основная платформа, с которой необходимо начать — это платформа по разработке, внедрению, сопровождению и коррекции законов. Те, кто сегодня составляют «планы мероприятий» по программе ЦЭ, уже сейчас ушли в частности вроде регулирования криптовалют и IOT, а начать следовало бы с регулирования самого регулирования. Иначе задача, поставленная Президентом, будет провалена только из-за того, что решалась изначально негодными средствами.