К сожалению, лично мы не знакомы, хотя давно дружим по ФБ и много общих друзей в офлайне. Но даже с дистанции – это человек, которому я искренне симпатизирую.
Дело в том, что я сам – исторически из околоцерковной среды, учился в детстве в воскресной школе при Издательском отделе МП, созданной покойным митр.Питиримом. И для меня Церковь – гораздо более разностороннее и живое сообщество («екклезия»), чем для большинства представителей политизированной тусовки.
Легойда – тот человек, который доказывает своей жизнью и деятельностью, что можно быть воцерковленным верующим и в то же самое время современным, думающим и неординарным человеком, чутко реагирующим на актуальную повестку, умеющим формулировать и отстаивать христианскую точку зрения на значимые вопросы современности.
Церковь действительно очень неоднородна – в ней есть, скажем, и свои «либералы», из бывшей советской интеллигенции призыва 1988 года, для которых образцы для подражания – скорее С.С.Аверинцев или о.Георгий Кочетков. Есть ультраортодоксы; есть идейные «монархисты»; есть и карьерные функционеры, есть и те, кто искренне считает, что вера – это сугубо частное дело каждого и не должна никак проецироваться в социальный мир. Это огромная и очень своеобразная среда, и в ней приходится взвешивать каждое слово, каждую мысль – и в то же время нельзя быть «никаким», гладко-ритуально-безликим. Нельзя никого оттолкнуть, и в то же время невозможно быть для всех одинаково хорошим.
Владимиру удается в полной мере соответствовать этим невероятно суровым требованиям, которые к нему предъявляет его нынешний статус. Но это не тот случай, когда место красит человека. Легойда интересен и сам по себе – как христианский мыслитель, общественный деятель, комментатор, журналист и издатель. Я горжусь тем, что он у меня в друзьях – хотя, увы, далеко не всегда успеваю следить за его выступлениями и текстами. Но небольшая подшивка номеров «Фомы» у меня, конечно же, тоже есть.