Поставлена задача на экономический рост в 4% в год. Это означает, что ВВП должен увеличиться с 86 до 107 трлн. к 2024 году. В то же самое время поставлена задача довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП с нынешних 20 до 40 процентов за тот же период. Что это означает, если сопоставить эти две цифры? Что доля крупного бизнеса должна упасть не только в относительном, но и в абсолютном выражении. На 8-10%, как минимум.
Внимание, вопрос: значит ли это, что государство собирается гнобить, расчленять или как-то еще сдерживать крупный бизнес? Или это значит, что наши стратеги исходят из того, что он как-то сам собой за это время усохнет?
Эта история — про то, по поводу чего я много лет назад сильно испортил отношения с человеком, который в то время был помощником Президента по экономике, а потом стал вице-премьером — ну, вы поняли. Мы оба работали в группе подготовки Послания Президента, и, когда получили исходные данные от министерств и сделали первую сборку, я начал ему доказывать, что цифры в разных разделах не бьются. И, обладая логикой и счетом на уровне средней школы, можно легко обнаружить, что показатели будут друг другу противоречить.
Каково же было мое изумление, когда реакция на мое «открытие» была такая, как будто я начал при детях матом ругаться. «Ты что, не понимаешь?!» Вот уже почти десять лет прошло с тех пор. До сих пор не понимаю. Ну, точнее, «понимаю, но не понимаю». Понимаю, что прожимать министерства ради того, чтобы согласовать эти самые показатели друг с другом — это целая аппаратная война, на которую никто никогда не пойдет, дураков нет. И что полез тогда не в свое дело, моя задача была внутриполитический блок отписать и всё. Экономика — это вот, к экономистам.
Но все равно не понимаю, почему даже условному Кудрину, который вроде бы на цифрах и балансах собаку съел, именно на этот аспект нашей управленческой кухни как было, так и есть положить.
Хотя, может быть, в роли главы Счетки он посмотрит на это иначе.
…вот, однако, дожил: на Кудрина надеяться…