То, что я сегодня видел в Бресте на Парламентском Собрании РБ и РФ — это ни про какую не про Белоруссию. Это — вообще про внешний контур системы.
Ну то есть про то, почему мы не добиваемся успеха ни в/на Украине, ни в Армении-Казахстане-Киргизии, ни в Абхазии-ЮОсетии.
Вы думаете, я опять про «мягкую силу»? Нет, про самую что ни на есть твёрдую — про законы и международные договоры.
Механика очень простая, на Белоруссии она особенно наглядно видна. Когда-то давно пространство (в тч правовое) было единым. Потом в нем появилось 15 автономных друг от друга центров принятия решений. Каждый из этих центров начал свою собственную перекройку своего осколка системы. Каждое нововведение — в условиях недоразорванных старых связей — затрагивает не только своих, но и соседей. Однако никакого механизма не то что координации этих нововведений, а даже информирования о них — не предусмотрено. Конфликты не могут не возникать.
Дальше это работает так. Вот, например, мы хотим поддержать своих сельхозпроизводителей и даём им субсидию. От этого, в частности, страдают их белорусские конкуренты, которым никакой субсидии не положено. Те, понятно, реагируют.
Или: мы усиливаем контроль над границей после очередного теракта. А у Белоруссии — пятидневный безвиз с 80 странами; и, например, по их законам «герои АТО» ни разу не преступники, в отличие от законов РФ. Вот они и въезжают в РБ, а, поскольку между РБ и РФ границы нет, тут же оказываются у нас. Ессно, наши запросы к белорусским коллегам результата не дают, они их искать не подписывались.
Я уж не говорю про всякие мелочи, вроде вводимых у нас техрегламентов или сюжета с взаимным признанием автомобильных прав. Или, например, сложившаяся сейчас ситуация на рынке труда: если платить своим согражданам в конверте, тебя теоретически может поймать налоговая; а если платить в конверте гражданам Белоруссии, тамошняя налоговая никогда никого ловить не будет. Соответственно, белорусов нанимать оказывается удобнее, чем наших.
Итожим. Дума принимает порядка 300 законов за сессию. Белорусский парламент тоже какое-то их количество принимает у себя. В какой момент мы узнаем — или они узнают — о том, что введены те или иные новые законы? Разумеется, в момент, когда они подписаны и опубликованы в СМИ.
Какая тут «интеграция»? Именно что дезинтеграция.
Понятно, что тут надо определяться. Либо мы интегрируемся, строим «единое экономическое пространство» и прочее «союзное государство». Тогда, как минимум, мы должны информировать друг друга о законодательных новеллах ДО того, как они приняты, и получать от них (а они от нас) экспертизу на предмет влияния их на наши отношения, а может быть даже и учитывать ее в нашем нормотворчестве. Либо забыть как страшный сон всю эту «интеграцию» и вести себя с ними — с РБ, с партнерами по ЕврАзЭс, по ОДКБ и прочему СНГ как с Финляндией, Эстонией или Монголией — мы сами по себе, они сами по себе. Есть международные договора (наши с ними), мы в лучшем случае проверяем наши законопроекты на соответствие им — все. Это — в обоих случаях — должно быть именно политическое решение с очень определенными организационными последствиями.
Ничего личного, как сказал бы В.В.Володин.