1. Возможности для политической карьеры
То, что тема резонансная – очевидно, но у неё нет очевидных публичных спикеров ни со стороны власти, ни со стороны оппонентов. Она как бы ничья. Как минимум, для оппозиционеров это отличный шанс; пока там вижу только попытку Шеина, но очень слабую и он все же не тянет на федерального политика. Но, как ни странно, и с провластной стороны это шанс. Сейчас, когда все тему перекидывают как горячую картошку, выйти и сказать – пенсионная реформа это я, валите на меня! – и дальше окунуться в публичные дебаты по вопросу с железобетонной (но максимально проработанной и аргументированной!) позицией апологета – весьма неплохая карьерная возможность. Подставить Президенту плечо в трудной ситуации – в нашей системе это ценится.
2. Возможности для бизнеса
Новая ситуация с ПВ открывает новые рынки. Начиная от самого очевидного – кадрового: трудоустройство для людей предпенсионного возраста, создание для них рабочих мест, программы обучения и подготовки. Но и менее прямые – начиная от сервисов по уходу за детьми (поскольку те, кто предполагался как няньки, теперь останутся работать) и заканчивая правовыми консультациями. На Западе это называется Silver Economy – отрасль, специально ориентированная на людей пожилого возраста, включая в себя здравоохранение, уход, доступную среду, клубы общения и знакомств, отдых и рекреацию, и многое другое. К теме приковано внимание, так что маркетинг будет вирусным по умолчанию
3. Возможности для НКО
Самое очевидное – это ренессанс профсоюзного движения. Защита прав трудящихся, урегулирование отношений с работодателями и государством, борьба за права – а не раздача путевок в санатории и наборов к новому году, как сейчас. Можно создавать общественные организации, специально ориентированные на «лишенцев» (тех, кто выйдет на пенсию позже, чем планировал); можно, наоборот, объединять уже существующих пенсионеров, организуя работу по контролю выполнения обещаний, ныне щедро раздаваемых в качестве своего рода компенсации за «непростые решения».
4. Возможности для медиа
Тема старости сегодня очень плохо освоена медиа, которые по глянцевой своей природе продают из года в год ложные картинки вечной молодости. Сегодня появляется возможность сфокусироваться на пожилой аудитории, аккумулировать её и производить контент, специально на нее рассчитанный. Также открывается возможность для исследований и докладов – социология, экономика, культурология «пожилой России» — эти данные при их публикации вызовут гарантированный интерес. Также и конфликтная повестка по поводу реформы будет приковывать внимание – но «главного» рупора по этой теме тоже пока нет. Нет книг, брошюр, очерков, расследований, фильмов, вообще сколь-нибудь годной публичной экспертизы вопроса.