Новое

Школа стратегического мышления: первая сборка

Одним из последствий участия в проекте Остров 10-21 для меня стала осознанная необходимость собрать рабочую схему, позволяющую упаковать тот набор методов и стилей мышления, которым я пользуюсь, в формате целостной «школы». Вот первые наброски. 

1. Ключевое понятие, на котором был построен наш Клуб мышления — «стратегия». В лекции я попытался это расшифровать, введя различение философа от стратега: одним движет стремление к познанию мира, другим — стремление к превосходству; назовём этот принцип «агональным». Ключевой текст, на который опирается понятие агональности в используемом здесь контексте — «Агония христианства» Мигеля де Унамуно. Если совсем вкратце, «борьба за жизнь» и сама жизнь как таковая тождественны: жизнь есть борьба за жизнь, заведомо обреченная в конечном счёте, поскольку смерть сильнее нас; однако именно поэтому ты жив ровно до того момента, покуда не сдался. И именно и только в этом смысле понимается христианское «смерти нет». 

2. Понятие стратегии понимается синкретически, то есть как некое интегральное обобщение любых возможных прикладных имплементаций — будь то военная стратегия, управленческая, предпринимательская, игровая и т.д. Это понимание базируется на гипотезе, что существуют некие универсальные и до некоторой степени абстрактные законы стратегии, могущие быть описаны в философских и/или математических категориях, и эти законы работают одинаково вне зависимости от конкретной сферы применения. Сама эта гипотеза (теорема) имеет несколько версий доказательства, в которые я здесь не буду углубляться, так как это до некоторой степени частный вопрос. Соответственно, речь о возможности разработки своего рода метаязыка стратегии, из которого легко осуществлять проекции в любые прикладные языки по мере необходимости. 

3. Идея этого метаязыка для меня — прямой результат знакомства с Го. Го обычно понимается как «игра», и к понятию «игры» я еще вернусь, но в данном случае речь не об «игровых», а о философских основаниях го-мышления. В первую очередь — даосская диалектика Инь-Ян, переводимая на более современный язык как взаимодействие материального и идеального начал. Не углубляясь опять же в тему, которая бесконечна, как и вся восточная мудрость, сфокусируюсь на важном: Го — это о том, что еще 4000 лет назад у людей уже была возможность создать довольно-таки работоспособную и эвристичную абстрактную (!) модель контроля пространства и борьбы за него посредством организации сетей из узлов контроля и связей между ними различной силы (в зависимости от дистанции и взаимного расположения). Именно поэтому в рамках школы Го является обязательной дисциплиной. 

4. Я не исследователь, а инженер-конструктор; свойства вещей и явлений важны лишь в той степени, в которой они могут быть использованы для решения конструкторских задач. Тем не менее, мы видим сейчас, как дисциплины, тысячелетиями считавшиеся сферами абстрактной теории, становятся максимально прикладными и инструментальными. На наших глазах это произошло с философской онтологией — казалось бы, более замороченной и далекой от жизни области еще поискать; но вот мы видим уже программы-конструкторы онтологий, высокооплачиваемую профессию онтолога и разработку онтологий как даже не вузовскую, а среднеспециальную дисциплину. Эпоха бигдаты сделала своё дело. То же в полной мере верно про набор абстрактных категорий стратегии: в военной сфере они используются уже третью тысячу лет (из них последние двести, особенно после Клаузевица, составляют основу военной науки), но сейчас происходит активная конверсия их в самые разные сферы жизни, от борьбы за рынки до личных траекторий развития. 

5. Три ключевых сферы, в которых я работал всю жизнь и продолжаю работать как практик. Во-первых, политконсалтинг, и связанный с этим набор задач от разработки стратегий электоральных кампаний до чисто управленческих стратегий развития страны/региона/отрасли/корпорации. Во-вторых, предпринимательство и весь блок задач, связанный со стратегиями развития компании/проекта/направления в бизнесе, в том числе в сфере IT, где арсеналом стратегии являются технологические и инженерные решения. В-третьих, это образование — и, соответственно, формирование стратегий развития обучающегося, как сложных последовательностей освоения взаимосвязанных дисциплин, практик, навыков и т.д. В связи с этим, каким бы ни было абстрактным знание, все равно набор ключевых сфер деятельности влияет, как минимум, на определение направлений исследования и разработки инструментария. 

6. Пора перечислять конкретные традиции — имена-явки-пароли. 

— Военная стратегия: от Сунь Цзы, Жомини, Клаузевица до Лиддл-Гарта, Фуллера, Свечина, Триандофиллова, Шеллинга, Люттвака и др. — +Переслегин и, шире, «системный подход»
— Постмарксистская философия ХХ века: в «западной» ветви — Франкфуртская школа, французская философия после Лиотара-Дебора-Деррида-Бодрийяра-Делеза-Гваттари-Фуко и т.д. В «русской» ветви — Ильенков, Зиновьев, Щедровицкий, Мамардашвили, Пятигорский, Батищев и т.д.
— В.Л.Глазычев и его школа пространственного мышления (все, что у нас в 3D — изначально его)
— С.Б.Чернышев и его школа — начиная от «После коммунизма» и «Иного» и заканчивая сегодняшними работами; через него — С.Никаноров
— Е.В.Островский и его инструментарий — включая ряд схем и целый блок глоссария
— Г.О.Павловский и его «гефтеровский» историцистский инструментарий — в первую очередь учение о «пространстве экспансии»
— Социологическая теория — Парсонс, Б.Андерсон, Гофман, Шютц, Бурдьё и т.д.; здесь же — Любарский с его социодинамикой
— Современная психология — в первую очередь традиции М.Чиксентмихайи, Э.Берна и др., и на ее основе — теория геймификации, в первую очередь Дж.Макгонигал 
— Западная футурология — Маклюэн, Белл, Тоффлер, Хантингтон, Фукуяма, Бауманн и др.
— Еще важные источники: Карл Шмитт (весь блок о суверене, теория права и «политическая теология»), Хейзинга (Homo Ludens), Поршнев (антропогенез и весь блок суггестия-контрсуггестия), С.Кордонский («в реальности и на самом деле»), Кожаринов («Лестница странника»), Адизес (управление жизненным циклом компаний), ТРИЗ.
— Совершенно отдельным пунктом — Лосев и его «Диалектика мифа» (и, шире, русская религиозная философия — Булгаков, Флоренский, Федоров, Богданов и др.)

В список включены только те источники, откуда напрямую заимствуются понятия, схемы, концепты, инструменты. По каждому из перечисленных имен могу объяснить, какие именно блоки заимствованы и используются. 

7. А есть ли что-то своё, не являющееся заимствованием и сколь угодно творческой переработкой чужих идей? 

Да, в рамках школы есть некоторое количество именно авторских понятий и схем. В основном они касаются работы с медиапространством — то, что разрабатывалось специально для применения на практике в ходе выборных и политических кампаний, а также целый комплекс инструментов для работы с предпринимательскими проектами, включая «проектную шахматку» и модель фазовых переходов (последняя, правда, благодаря сотрудничеству с А.Г.Нечаевым). Также полностью авторской является модель ББИ и управленческая «звездочка», о которой я рассказывал в лекции на TEDx. 

8. Кому это все может быть нужно?

Школа рассчитана на людей довольно-таки специального склада. Это должны быть люди, с одной стороны, вовлечённые в ту или иную рутину (политическую, управленческую, предпринимательскую, силовую и т.д.), с другой — обладающие привычкой к рефлексии процессов, в которых они задействованы, и построению долгосрочных планов и стратегий, как личных, так и для тех систем, в которых они работают. Это не обязательно собственники и создатели бизнесов (хотя «степеней свободы» у собственника всегда больше), но в обязательном порядке люди с мышлением и идентичностью стратегов. Инженеры и конструкторы программ, проектов, институтов, обладающие вкусом к созданию сложных и уникальных продуктов, и при этом не чуждые философскому мышлению — но, повторяю, ровно в той степени, в которой это необходимо для их конструкторских задач. 

Есть ли такие люди? Немного, но есть.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма