Новое

Индивидуальное и коллективное обучение

Заметка вдогонку итогам Острова 10-21.

До поездки я неоднозначно относился к концепции «индивидуальных образовательных траекторий». С одной стороны, мой собственный опыт обучения именно таков: всегда сам себе выбирал учителей и предметы, безотносительно к тому, как это видели составители школьных и вузовских программ. С другой — во многом именно поэтому я хорошо понимаю, на чем часто спотыкаются идеи делать программы обучения полностью индивидуальными. 

Есть хрестоматийная ГОСТовская схема информационных кампаний (они же маркетинговые, они же предвыборные). Она приведена на картинке. Механика коммуникации в ней аналогична механике работы цилиндра в четырехтактном ДВС: заброс топлива — поджиг — работа — выхлоп. Также и с коммуникацией: креатив — трансляция — коммуникация (по поводу транслируемого) — обратная связь. Если внимательно приглядеться, становится понятно, что реальный результат делается не во втором, а в третьем такте, то есть не в процессе самой трансляции, а в процессе коммуникации по поводу транслируемого. Это очень легко понять житейской логикой: узнал новость — поделился ею с друзьями — если в результате этого обмена твой статус в своей микрогруппе вырос, новость оказалась полезной, все сработало как надо. 

В ситуации, когда трансляция распараллелена на множество различных потоков контента, третий такт окажется затрудненным: людям нечего друг с другом обсуждать, они все видели разное кино и говорят на разных языках. Коммуникации не происходит, каждый оказывается сам наедине с собой. 

Однако — и эксперимент Острова это показал — проблема преодолевается, если по поводу каждой из трансляций создаётся ad hoc своя отдельная референтная группа, в которой, собственно, и происходит необходимый третий такт. Собственно, так только это и может работать: да, траектории индивидуальны, но в рамках каждой индивидуальной программы люди, выбравшие одни и те же трансляции, ситуативно оказываются (и это продюсируется специально) в одном виртуальном сообществе — в котором обмен начинает работать. Далее сообщества пересекаются, и происходит коммуникация-по-поводу-трансляций уже не между индивидами, а между сообществами — каждое приносит к «общему костру» свою интеллектуальную добычу. 

Чтобы это действительно работало, необходимо добиться максимальной густоты концентрации трансляций — проще говоря, чтобы интенсивность транслирования была максимальной и сжатой во времени (как оно и происходило на Острове). В ситуации, когда все распылено в пространстве и во времени (условно, каждый индивид сидит у себя дома и слушает «индивидуально выбранные» лекции на какой-нибудь Курсере, которые ему потом даже не с кем обсудить) — машинка работает гораздо хуже. 

Иными словами, инд.траектории — это наиболее действенный формат в первую очередь для интенсивов — чем нагруженнее, тем лучше.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма