Однажды был свидетелем того, как некоторые импортные стратеги из одной известной компании писали стратегию социально-экономического развития для одного из регионов. Губернатор решил выделиться и заказать её им, а не «отечественному производителю». Консультанты запросили с порога $2 млн за работу. Работа происходила так: в регион приехало три человека (один русскоговорящий киевлянин в роли переводчика и два эксперта, строго англоязычных и никогда прежде в России не работавших), посидели на нескольких совещаниях, изредка кивая головами с понимающим видом (украинец что-то переводил от случая к случаю) и уехали.
А я ровно в те же дни получил от своих московских знакомых сообщение, что их представители в Москве ищут субподрядчиков на эту работу за сумму примерно на полтора порядка меньше. И нашли — двух студентов и одного аспиранта Вышки. Те взяли какую-то из уже утвержденных стратегий для другого субъекта, наскоро поменяли названия географических пунктов и ключевые цифры в таблицах, дорисовали десяток графиков и диаграмм по присланному заказчиком шаблону и пошли в ближайший кабак на Мясницкой пропивать свой невеликий гонорар.
Губернатору я не сказал ничего — зачем его расстраивать. Но консультантам, конечно, мысленно поаплодировал. И подумал, что всё-таки мы и правда до некоторой степени колония.
Как и в случае с Тони Роббинсом, скажу одно: хороший бизнес.