Новое

В порядке языковой практики посмотрел в дороге полтора фильма гаррипоттера.

 Понятно, что это способствовало задаче освежить в памяти поттериану. И вот что мне нашептал мой внутренний рептилоид.

История, как известно, пишется победителями, и в этом смысле сюжет про Волдеморта очень сильно заряжен пропагандой. Но если посмотреть сквозь неё, возникает несколько вопросов.

Во-первых, почему «тёмный лорд», раз он такой злой и жестокий, был настолько популярен, особенно у «старых и уважаемых родов»? И у «детей из хороших семей», великосветских мажоров?

Во-вторых, почему в магическом мире всё настолько дырявое: тюрьма Азкабан – проходной двор, из которого сбегают все кому не лень, банк Гринготтс – тоже проходной двор, из которого воруют все и всё; министерство магии – госструктура! – не может даже толком обеспечить пропускной режим, чтоб туда не входили кто попало, и в седьмой книге без труда захватывается группой отморозков; даже мировой чемпионат по квиддичу – очевидным образом бездарно организованное мероприятие во всех смыслах, от логистики до безопасности.

В-третьих, что это в конце ХХ века за дурацкая тема «чистоты крови» и откуда вокруг неё столько ломают копий? При том, что с обеих сторон действуют в основном так называемые «полукровки»?

В-четвёртых, что это за настойчивое ретроградство? В магловском мире уже вовсю работает интернет, а маги пользуются почтовыми совами, которые орут, гадят и доставляют письма неделями. В магловском мире авиация и космос, а у этих – какие-то мётлы, лошади и факелы вместо лампочек. И это при том, что достижения цивилизации не вовсе запрещены: «своя» железная дорога от платформы 9¾ до Хогсмида, банки, малый бизнес, спортивные шоу с рекламой, тотализаторы и т.д. Но вот именно на электричество (включая проводную телефонную связь) почему-то строгое табу.

Ну и много еще их таких можно позадавать – особенно по «статуту о секретности»; думаю, на фанатских форумах специальные люди этим занимаются уже третье десятилетие как.

Моя реконструкция вот какая.

Волшебный мир – очень маленький и тесный. Один годовой набор в Хогвартс – хорошо если два-три десятка человек, и это на все факультеты. Все семь курсов вместе с роднёй умещаются на одной стандартной железнодорожной платформе и перевозятся одним-единственным составом в комфортных купе. Оно и понятно: всей школы – человек 200 не наберется; а это, я так понимаю, на Британских островах (включая Ирландию – не случайно Финниган и Томас ирландцы) единственное их учебное заведение.

Соответственно, в седые века они обладали пороговым превосходством над магловской цивилизацией – и в технологиях, и в комфорте. Но она развивалась, а магический мир предсказуемо застыл в архаике, и различие почти стерлось.

При этом статут о секретности вкупе с ограничениями на исследования «опасных» областей магии стали уже в пору молодости Дамблдора и Гриндевальда той удавкой, которая окончательно превращает магов в париев, а магию низводит до уровня безобидного фокусничества.

Особенно больно это ударяло именно по маговской аристократии – всем этим чистокровным семьям. Некоторые даже богаты – но как и где использовать это богатство, если приходится тесниться в темных углах и прятать жильё от взглядов? Другие отчаянно бедны (как Уизли или Мраксы, предки Волдеморта по материнской линии) и живут наполовину натуральным хозяйством.

Отсюда становится понятно, с какой именно программой выходили собирать сторонников сначала Гриндевальд, а потом и Волдеморт.

Во-первых, снять запреты на исследования. 
Во-вторых, установить привилегии потомственной аристократии. 
В-третьих, признать, что главным в магическом мире является все же человек, а не «любое магическое существо», и прекратить вакханалию с перманентной борьбой за права кентавров, гоблинов, великанов и домашних эльфов. 
В-четвертых, пересмотреть «статут о секретности», как ущемляющий права волшебников в сравнении с маглами.

Конечно, все эти «старые семьи» (особенно с Малфоями это рельефно) смотрели на сироту-полукровку Волдеморта без особого обожания, и даже в роли приспешников умудрялись общаться с ним сквозь зубы и врать ему в глаза. Но при всём при этом business as usual их настолько достал, что они согласны были даже и с ним вместе, но хоть что-то изменить.

Ну и далее понятно. Не случайно начиная с четвёртой книги у Роулинг так густо напиханы ссылки на Толстого – от «финта Вронского» до Долохова. Всё это время она решает задачу: как «заклеймить» не только методы (там понятно – террор всегда прибежище маргиналов, выдавливаемых на обочину «системной» политики), но и саму идеологию «неправильной стороны». Ну и решает вполне по-толстовски, заставляя главного отрицательного героя убить самого себя своим же заклятием, так, чтобы положительный даже и посреди этого мочилова оказался тем, кто только «рядом постоял».

К седьмой книге фантазия у учительницы выдохлась окончательно, и пришлось приплетать Толкиена (Рон с Гарри носят медальон почти так же, как Сэм с Фродо – Кольцо) и Библию (принес себя в жертву – умер – воскрес – победил сатану). Но при этом воскресший Христос женился, наделал детей, стал унылым функционером в местной силовой структуре под началом своей же бывшей школьной подруги. Совершенно как дядя с тётей с Тисовой улицы, только среди магов.

Короче, сказка получилась довольно-таки лживая и лицемерная. И русских там понятно как рисуют. Смотришь на дело Скрипалей и думаешь: блин, так мы про это всё уже читали. У Роулинг.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма