Новое

Запись в фейсбуке от 14 сентября 2018 г.

В политтусовке после воскресенья — пятый день «разбора полетов» по выборам: списки провалившихся политтехнологов, межэлитные конфликты в регионах, башенные войны и т.п. Заглотив не без труда какое-то количество этого чтива, вспомнил с умилением, как один из вице «второтурного» региона плакался мне на ВЭФе: ну как же так, мы ведь вроде всё сделали, даже и пирожки вкусные на участки завезли… почему-то эти пирожки особенно запали мне в душу.

Мне случалось поработать в «кризисных» регионах эдаким внешним «пожарником»: в большинстве случаев диагноз был всегда один и тот же. Провал кампании провластного кандидата (или списка) — результат ситуации, когда в региональной команде победа заранее рассматривается как предрешенная, и борьба главным образом за то, кто бОльший молодец в глазах начальника. Причем эта борьба не прекращалась даже тогда, когда в регион уже высаживался федеральный десант выруливать ситуацию — типа «эти» приедут и уедут, а нам тут главное своё порешать.

Но сейчас я вижу другое. Даже там, где провала не было, он вполне мог случиться, и вовсе не из-за местных расколов. Сработал (пока) гистерезис; но важно понимать вот что. Отскока по рейтингам не будет, это большая иллюзия людей, всё ещё живущих социологическими реалиями «крымского консенсуса». Главное: договориться с избирателем становится важнее, чем договориться с центром. Поддержка Москвы больше не гарантирует победы, а обвешивание себя федеральными побрякушками («мы — партия президента») вообще ничего сама по себе не решает.

В чём механика? Все думают, что это «большинство» изменилось. Мне же кажется, что основной процесс сегодня идёт не в большинстве, а в активе — тех самых «низовых» единороссах, врачах-учителях-чиновниках-мундепах, на которых всю жизнь и строились кампании. Это они в первую очередь почувствовали себя подставленными и брошенными, это их заставили отвечать перед людьми за решения, на которые они не могут повлиять, не дав при этом ни ресурсов, ни даже инструкций — и это они первые, кто обиделись. Провинциальному коммерсу больше нет никакого резона выдвигаться от ЕР — он может выдвинуться от КПРФ или ЛДПР и, не неся бремени ответственности за «непростые решения», победить гораздо проще и дешевле, а потом сесть ровно и ждать, когда губернатор сам прибежит к нему договариваться.

Та прослойка, которую всегда недооценивали. Как, я не знаю, эльфы-домовики у Роулинг. Сегодня это она является основным движком изменений, пока собственно «большинство» застыло в молчаливом ожидании.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма