На Томской программе в 2014 и 2015 году отдельная моя лекция была посвящена взгляду на бизнес с точки зрения концепции варн. Я показывал, что различия между варнами лежат в первую очередь в ценностной плоскости. Сложнее всего было объяснить участникам разницу между кшатриями и брахманами. Для кшатриев/раджпутов ценностью является победа/власть, а основным занятием в жизни — борьба. Для брахманов основная ценность — истина, а основным занятием в жизни является познание мира.
В примере по ссылке — объяснение того, откуда у индусов появился запрет на определенные виды деятельности для представителей тех или иных варн. Например, когда человек с «кшатрийским» ценностным пакетом начинает заниматься «брахманским» делом — получается как раз вот такая фигня. Наука, как только в нее пускают «кшатриев», становится не средством доискаться до истины (она кшатрия не интересует), а способом кого-нибудь победить. Когда это становится массовым явлением, наука гибнет как институт: тексты, даже написанные в соответствии с научными стандартами, но лежащим внутри пропагандистским целеполаганием, снижают ценность науки как таковой — поди отличи, где вместе с тобой до сути вещей доискиваются, а где тебе просто мозги конопатят.
В языческом мире с этим чётче было. Служишь Асклепию — лечи людей. Служишь Меркурию — торгуй. Служишь Марсу — воюй. Служишь Бахусу — бухай. В каждом случае — ритуал посвящения и определенная ценностная индоктринация. Единобожие, конечно, дало много всяких преимуществ, но вот в этой конкретной сфере теперь уже семнадцать веков как жёстко напутано.