Новое

Не моя тема, но пепел диплома по специальности «теория и история культуры» стучит в сердце ))

 Пришло тут в голову, что противостояние Московской патриархии с Константинопольской — это никакой не Третий Рим против Второго. Второго Рима никакого давно нет, он еще до 1453 кончился (Флорентийская уния) и жил при султанах уже постжизнью.

Но хрестоматийная фраза Филофея полностью звучала так: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быти». В том-то и юмор, что «Фанар», с его на 90% американской паствой — это как раз-таки про Четвертый Рим.

Он же по совместительству, учитывая троцкистское прошлое обитателей тамошнего Капитолия, и Четвертый Интернационал.

Эти ребята в культурном смысле моложе нас, и во многом идут по нашим стопам, часто спотыкаясь о наши же грабли. Но просто поразительно, до какой степени мы с ними похожи. Буквально близнецы, разлученные в детстве. Сигал стал чиновником лавровского МИДа, Монсон влился в состав Красногорского районного совета депутатов как родной; баллотируйся Дональд Фредович Трамп от «Единой России» в какой-нибудь Ростовской или Волгоградской области — тоже бы выиграл у кого угодно с разгромным счетом. А чем Хиллари отличается от какой-нибудь Мизулиной, вообще без микроскопа не разберешь.

Думаю, лучше кого бы то ни было это понимает товарищ Филарет, ставший киевским митрополитом в РПЦ еще в 1966 году, на второй год правления Брежнева, еще при жизни Гагарина и Че Гевары, и бывший вторым лицом нашего Священного Синода почти четверть века. Думаю, он сегодня последний из действующих функционеров СССР брежневского призыва — во время своей последней поездки в Штаты он даже по манере поведения выглядел как будто на ковре в Совете по делам религий.

Три Рима пали, четвертый стоит, а пятому не быти — говорит нам теперь уже не Филофей, а Филарет.

Вопрос только в одном: а согласны ли мы, в самом деле, с тем, что действительно «пали»? Весна 2014-го как будто бы показала, что нет.

Собственно, о ней и разговор, если кто еще не понял.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма