Новое

Намертво застрял и не пишется никак пятый из запланированных текстов «Синопсиса» — про партии.

 Проблемы даже с названием — то ли party like a Russian (по Уильямсу), то ли «цирк партийных гадов» (по Пелевину). Второе грубо (я сам и почти все мое окружение — партийные гады), первое неточно (смотрю-то изнутри, а не извне).

Поделюсь пока некоторыми разрозненными «полуфабрикатами» с рабочего стола.

1. Стало навязшей в зубах банальностью мо Черномырдина про «какую партию ни строй, все КПСС получается». Я эту формулу никогда не любил, потому что у большинства строителей партий даже в 90-е знания о КПСС исчерпывались уровнем захолустного обкома, а чаще — заводской партъячейки. КПСС была намного более сложной и интересной штукой, чем ее карикатурный образ с перестроечных агиток.

2. В представлениях общества о том, что такое партии и зачем они нужны, мы имеем адский фьюжн противоречащих друг другу образцов — от современных западных партий до РСДРП ленинских времён и уж конечно компартии позднесоветских. Партии никак не строятся уже потому, что никак не получается договориться, в каком смысле мы вообще произносим слово «партия».

3. Та проблема, которую поставил Ленин в ГиР — о взаимоотношениях государства с идеологической партией — так и не была решена корректно в рамках советской парадигмы, и именно в зазоры между государством-инструментом и партией-субъектом нанесла свои смертельные удары Перестройка. После 91 верх и низ поменялись местами: теперь «государство» — субъект, а «партия» — инструмент. Это закрепилось даже на уровне понятия: «партия власти», буквальном контрапункте 6-й статьи Конституции СССР. Но проблема так и осталась нерешённой после этого разворота.

4. Взаимоотношения в треугольнике АП-ЕР-Дума — продукт этой вечной путаницы в умах.

Глядя из АП (времён, когда я там работал, во всяком случае): есть субъект — Власть, есть инструмент — Партия, и есть объект — Дума. Они (инструмент и объект) там что-то о себе пыжатся, но пустое. Чукча знает, кто начальник партии.

Глядя из ЦИК ЕР (времён, когда я там работал): эти оторвавшиеся от жизни АПшные чиновники ничего не понимают и все время нас подставляют, Дума (включая свою же фракцию) — сборище ленивых вальяжных телезвезд, которые с важным видом раздают указания и несут на совещаниях ахинею, и только мы, простые труженики, куём победы на земле, «вопреки людскому презрению»((с)Игра Престолов).

Глядя из Думы: в разные годы по-разному, но сейчас… [вырезано самоцензурой]. Эх.

5. Понятно, что партии — системные, в первую очередь — сейчас переживают неожиданный ренессанс. Им было совсем тоскливо в 2007-2016, но теперь пришли иные времена, и пока главными бенефициарами этих иных времён становятся именно они — те, кого вроде бы только ленивый не пинал все эти годы. И это несмотря на почтенный возраст лидеров, слабость и продажность их аппаратов, регулярный хантинг людей от них в «партию власти» и т.д.

6. Про ЕР все написал ещё раньше в тексте про розовых слоников, но есть ещё один пункт, про который там нет. Внутренний цензор опять верещит, но все-таки скажу.

Наиболее острая внутриаппаратная проблема сегодняшней ЕР — из небратской песни «купила мама коника»: ну не понимают «кураторы», зачем она нужна, эта штуковина, доставшаяся им по наследству, и какая в ней польза, кроме вреда (см.социологию). Да и вообще, все эти партии — устаревшая модель кадрового лифта, а есть новая, куда более эффективная и технологичная — конкурс «Лидеры России».

Ну и поскольку сотрудники региональных политсоветов и исполкомов партии суть безнадежные замшелые ретрограды, неспособные ни в метапозицию выйти, ни оргдеятельностную игру провести, ни форсайт на флипчарте набрейнстормить, ни даже ребрендинг накреативить, делать с ними непонятно что, а занять их чем-то надо — ну, пусть подписи собирают (как было в январе). И когда пенсионная реформа, пусть главными виноватыми в ней будут тоже они. Должен же кто-то.

Что в этой ситуации остаётся молодой и амбициозной команде Турчака? Играть в игру «делай как они». У тех УВП — у нас тоже будет политуправление. У тех «лидеры» — у нас будет «политстартап». У тех платные телеграм-тролли? У нас тоже будут. У тех мониторинг? И у нас мониторинг. Общий смысл: «они начальство? Мы тоже начальство! Да, да, начальство!»

Но бабушки (и дедушки) тем временем все падали и падали…

———————

Извините, что выкладываю черновики. Просто пока не сообразил, что со всем этим делать.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма