У меня перед глазами — небольшая стопка документов. Один — проект бюджета некоего субъекта федерации на 2018 год. Второй — минфиновский проект распределения дотаций на повышение оплаты труда бюджетникам в регионах. Третий — параметры расходов на обеспечение реализации нацпроекта «Образование».
Не буду грузить подробностями, коротко суть. Ради поиска денег на реализацию нацпроектов Минфин сокращает дотации регионам на зарплаты бюджетникам — в случае одного отдельно взятого региона разница по сравнению с прошлым годом составляет несколько сотен миллионов рублей. При этом на реализацию самого нацпроекта в регионе выделяются довольно значительные деньги — в два с лишним раза бОльшие. Однако, чтобы их получить и освоить, регион должен заложить в свои собственные бюджетные расходы еще почти столько же денег, сколько у него изымают по дотациям. Их, понятное дело, взять в этом случае негде.
Соответственно, у региональных властей выбор: либо отказываться от реализации нацпроекта у себя на территории, либо… идти с челобитными к государю-батюшке. Скорее всего, выберут второе.
Как они будут выкарабкиваться, это, в конце концов, их дело. Я же фиксирую одно: «проектное управление» в том виде, как оно реализуется сегодня, имеет риск привести к тому, что «богатые» регионы будут забирать больше федеральных денег, чем «бедные». Соответственно, усугубится тенденция к возникновению у нас своего «ржавого пояса» — как минимум, 14 наиболее «бедных» регионов попадают туда с гарантией. Забайкалье, Псков, Курган, Орёл, ЕАО и многие другие. Разрыв в уровне жизни между территориями, уже обозначившийся, будет нарастать стремительно.
Вопрос в одном: это осознанная стратегия — разделить страну на «зоны роста» и «зоны деградации», или же, как обычно, бухгалтерская тупоголовость эффективных менеджеров?
Здравый смысл и бюрократический опыт подсказывают, что, как ни странно, скорее второе.