Федеральная и региональная административная жизнь соотносятся друг с другом примерно так.
Собирается в центре какая-нибудь тусовка (системы «форум») во главе с первыми лицами — обсуждать очередную новомодную хрень: скрам-эджайл-блокчейн-коворкинг-кластеры, как сияющий светлый путь к росту экономики и повышению качества жизни.
Губернатор региона, потея и кашляя, в срочном порядке разучивает собачий язык этой новейшей моды и готовит «проект». Выписанные из Москвы дизайнеры лепят стенд, видеомонтажеры монтируют ролик, сценаристы и райтеры ваяют текстовки.
В момент «икс» весь этот цирк-на-колесах во главе с главой региона едет на форум, где обязательно есть еще и выставка, и там глава очень продуманно, по математически сложной траектории крутится вокруг своего стенда, чтобы во время прохода первых лиц выскочить как чорт из табакерки и дать необходимые пояснения государю на тему того, почему именно у них в их богоспасаемом регионе перспективно делать пилотный скрам-эджайл-блокчейн-коворкинг-кластер, самый передовой и инновационный во всем отечестве.
Если презентация проходит удачно, дальше важно добиться появления письменного поручения «проработать вопрос». Но даже когда оно есть, и даже за подписью Самого Первого и Самого Второго, еще ничего не решено: сначала в Минэке(вариант: Минпроме), а потом в Минфине тебя последовательно пошлют в пешее эротическое. В Минэке/Минпроме скажут, что все программы на три года вперед уже сверстаны, и впихнуть вас нет уже ну никакой возможности. Но ладно, утрясли/впихнули. Дальше вы идете в Минфин, где вам вместо здрасьте предъявляют еще с кудринских времен запасённую табличку, где бриллиантами на золоте выложена надпись «Денег Нет». Попытка ткнуть пальцем в подпись Самого вызывает косую ухмылку — «знаешь, у нас сколько вас таких?»
Но ок, прошел ты даже и этот путь. Вернулся наконец домой, во вверенный тебе субъект федерации. Со щитом (в смысле: с деньгами); герой и победитель. Зовешь своих министров и начинаешь судорожно считать. В бюджете у тебя дыра, долги, недострои и семеро по лавкам. Дороги не чинены, топливо не завезено, подрядчики в очереди с исполнительными листами из судов, в больницах лекарства кончились, пара ключевых замов под следствием и т.д. и т.п. И великий этот скрам-эджайл-блокчейн-коворкинг-кластер — на фоне местных проблем смотрится как золотая медаль у бомжа на заднице. Но хрена бы тебе лысого дали на дороги и на лекарства; у всех, понимаешь ли, дороги. А вот на кластер — дали; потому что — пилотный проект, в зоне личного внимания первых лиц и всё такое.
И вот начинается сложнейшая, ювелирнейшая операция. Как бы так в смету скрам-эджайл-блокчейн-коворкинг-кластера вопхнуть потихоньку хотя бы сколько-то километров дорог, труб, котельных и ещё чего-нибудь действительно нужного; но так, чтобы не подкопалась ни прокуратура, ни счётная палата, ни народный какой-нибудь фронт. Потому что ради этого, если уж честно, всё и делалось. Дороги надо чинить, и трубы класть, и в котельных котлы новые ставить… а кластер — ну, один раз царя привезем, перережем ленточку под камеры, а потом — да хоть он совсем пропадом пропади. Просто… ну, им в Москве не объяснишь же. Да и не надо.
Как это выглядит в натуре — да полстраны тому памятников. Самый, пожалуй, показательный — Калининград-арена: сверхсовременный футбольный стадион мегаполисной вместимости, построенный в городе-полумиллионнике, где на футбол сроду не ходили, а единственная местная команда болтается в днище первой лиги и футболёрам месяцами зарплату не платят. И притом есть у неё стадион — старый, добротный, прочный, построенный еще геноссе Кохом при Адольфе нашем Алоизыче. И тот-то никогда не заполнялся, разве что при Адольфе же.
Но губернатор — предыдущий — костьми лег в свое время, чтобы попасть в чемпионат. Потому что они уже двадцать лет не могли в центре города две развязки достроить, и город в пробках задыхался. Достроили, под эту лавочку. И центр города в порядок привели, и гостиницы нормальные появились, и коммунальные сети обновили, и набережные. А стадион — хоть на кирпичи теперь разбирай, он низачем не нужен.
Точно так же, кстати, перед первым туром ложился костьми хакасский бедолага Зимин, чтобы выбить под выборы постройку в Абакане ледового дворца. Ну и не повернулся у него язык объяснить, на кой хрен в регионе-банкроте, со столицей на 180 тысяч жителей (примерно как Бирюлёво-восточное), нужна эта мегастройка.
Ну или ПОЭЗ Ульяновск, если уж ближе к скраму.
Разные миры потому что.