А теперь расскажу, зачем я, собственно, полез освежать в памяти Ветхий Завет. Готовлю цикл лекций по использованию больших данных в госуправлении – в ближайшее время буду их вести в ДВФУ. И вот вспомнил в связи с этим один странный эпизод из истории правления царя Давида. Вторая книга Царств, глава 24.
———
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. […]
и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
————
Далее Яхве предлагает Давиду выбрать, какое именно наказание он предпочтет за свой грех: голод, войну или эпидемию. Давид выбирает эпидемию, и получает 70 тысяч трупов. Эпидемия заканчивается только после принесения некой очистительной жертвы.
В чём грех-то? Из текста следует, что даже военачальнику Иоаву ясно, что предприятие какое-то сомнительное. Но раз царь велел — он пошел исполнять. Однако ж высказался (что вообще для солдафона дело нехарактерное).
Различные толкователи объясняют суть греха так: Давид слишком возгордился тем, как много у него народу под началом, и Господь карает его за гордыню. Странное объяснение. Но в тексте всё же есть некий ключ: считали-то не население вообще, а количество взрослых дееспособных мужчин, готовых к войне. И считал не кто-нибудь, а «министр обороны».
Короче, Давид пытался оценить доступный ему «мобилизационный резерв». Ну а Яхве, в свою очередь, решил, что незачем Давиду это знать, ибо победы (как и поражения) дарует именно он по своей милости, а не точный расчёт возомнившего о себе стратега-полководца.
Но у меня есть и другая версия, конспирологическая. Как мы помним, уже при внуках Давида его царство раскололось на Израиль и Иудею. Очевидно, что колено Иудино — самое крупное из всех двенадцати — было уже тогда на особом положении; поскольку было сопоставимо по численности с остальными одиннадцатью, вместе взятыми. Плюс к тому сам Давид был иудей. А результаты переписи знал ведь не только он: как минимум, их теперь знали и его вояки, осуществлявшие подсчёт. А информация эта была, как легко заметить, политически весьма опасной.
История эта учит нас тому, что любая попытка выяснить в точности, чего и сколько у нас есть, опасна с точки зрения повышенного внимания высших сил, стремящихся к тому, чтобы мы и далее полагались на них, а не на свое знание. И одному Богу известно, какие небесные кары на нас посыплются, когда мы просто начнём собирать и анализировать данные.
Опасное это дело. В Библии зря не напишут.