Новое

Философский дайвинг

Вообще, именно в философскую работу, без прилагаемой прагматики, я глубоко нырял дважды в своей жизни — в 2004-м и в 2012-м. 

Первый раз, в 04, это была «философия имени» (разбирался с «имяславием»), Шмитт, французы, семиотика, все эти следы/знаки/означаемые, миф, «общество спектакля», большой корпус европейской мысли ХХ века. Изначальная задача была, как и всегда, инженерной: «суверенитет»; но в процессе я ушёл довольно далеко от изначальной постановки. 

Из того «заныра» я вышел сильно изменившимся — как минимум, уже не flip-flop интеллигентом (коим был до), а твердолобым путинистом (коим и остаюсь по сей день) и автором книжки «Его идеология». Ключевая идея того времени, которую я вынес из того дайва, было понимание, что борьба со смертью есть борьба за право на имя собственное. И в этом смысле, например, сказанная много позже известная фраза «Есть Путин — есть Россия» целиком верна. Хотя большая ошибка думать, что она является всего лишь плоской лестью, и вообще лестью. На самом деле она — констатация проблемы (см.письмо Каддафи); ну да я не о том. 

Второй раз, осенью 12-го, я перегруппировывался, приходил в себя и отвязывал от ноги рояли, как раненый Чапаев из известного анекдота. Жизнь тогда показала, что с имеющимся арсеналом я как тот зайчик — «сильный, но легкий». В смысле — могу как следует «попасть» по кому угодно, но и меня очень легко смахнуть с доски одним небрежным щелчком. 

И тогда это был совсем другой корпус текстов, имен и идей. От лурианской каббалы до спекулятивного реализма; от Толстоевских до истории халифатов; от палеоантропологов и Поршнева до Левинаса, от Хейзинги и Берна до авторов концепции «детства», которые все как на подбор оказались англичанами. 

Вынырнув опять весной 13-го (не без труда, ибо ведь затягивает!), я внезапно осознал себя куда бОльшим марксистом, чем был до этого. Собственно, идея предпринимательского клуба им.Ленина родилась вчерне именно там и тогда. Парадоксальным образом именно Поршнев и Хейзинга расшифровали мне Маркса — и в то же время Толстого: я наконец понял, что граф имел в виду, когда говорил про «мотивы свободных людей», и как это связано с «освобождением труда». Парадоксальным образом это достроило ту, первую сборку: к теме «имени» добавилась тема «игры», как предельного выражения невынужденного действия, которое собственно только и есть «образ и подобие Божье». И, да, именно тогда же появился в качестве основного сюжет Прогрессора/Предпринимателя/Странника. 

Если цикл получается восьмилетним, следующий дайв надо будет делать зимой 2020-21. Но, конечно, запрос формируется уже сейчас; и уже сейчас того топлива, на котором ехал последние шесть лет и казалось, что с запасом, начинает не хватать.

Фейсбучный оригинал

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма