Из всего, что сказал сегодня Володин на открытии весенней сессии ГД, я отдельно хочу отфиксировать тему контроля над реализацией принятых законов. Технически она очень сложная, потому что это означает, что к каждому закону должен прилагаться набор показателей, которые надо мониторить, строить систему сбора данных по правоприменительной практике и практике правореализации (второе гораздо сложнее), анализировать весь объем ведомственной подзаконки, и не вполне понятно, какими инструментами все это делать.
Моя основная мысль: чтобы такой контроль действительно работал, нужно менять и саму процедуру принятия законов, адаптируя их к задаче последующего мониторинга. Механизмы мониторинга должны закладываться с самого начала, или в самом законе, или в отдельном сопровождающем его документе, как и наделение ответственных структур полномочиями и инструментами. Более того, в регламенте работа с законом должна быть прописана таким образом, что она не заканчивается принятием в третьем чтении — должен быть прописан временной промежуток, по истечении которого депутаты возвращаются к уже принятому закону, чтобы проанализировать то, как он изменил (или не изменил) на деле ситуацию в регулируемой сфере, заслушивают отчет ответственных за контроль структур и принимают корректирующие решения.
Это очень сложная в реализации история. Но безусловно нужная. Потому что до сих пор не было прецедента, когда автора инициативы, утверждавшего при внесении, что закон «улучшит ситуацию там-то и там-то», хоть раз спросили после реализации: и что, действительно улучшил?