Новое

Вопросы и ответы

К статье: несколько ответов на вопросы (в комментах, в личке и мессенджерах). 

1. Мотив написания статьи — сурковская идея «долгого государства Путина». У него это нечто безусловное, аксиома. Я же задался вопросом о том, при каких условиях оно сможет стать «долгим», как «московская» или «петровская» модель — а при каких, наоборот, будет совпадать исключительно с годами правления самого ВВП. Или, если жестче: будет ли постпутинская эпоха обязательно антипутинской?

2. Ответ: ключевое условие самосохранения системы — это способность меняться, признавать ошибки, делать выводы из неудач и поражений, соответствовать моменту. Вещь, которой я в статье написать не рискнул, но в ФБ могу: сентябрьские региональные выборы’18 и падение рейтингов — идеальные точки замера. А Послание-19 — момент, когда можно понять логику ответа. И теперь мы его знаем. А равно знаем и то политическое предложение, с которым кандидаты пойдут на выборы уже нынешней осенью. И можем сделать выводы. 

3. Они, эти выводы, тревожные. Риторический пакет не обновлялся с 2004-2006 — с чем, думаю, и связан крик души Суркова, всё ещё чувствующего ответственность за его тогдашнее авторство. Тогда в ответ на бунты против монетизации льгот запустили нацпроекты — и сейчас в ответ на неприятие пенсионной реформы запустили …нацпроекты. С тем же Медведевым в роли координатора: тогда — вице-премьера, сейчас — премьера. 

4. Но, кстати, тогда вместе с нацпроектами зарядили еще и масштабную перезагрузку внутренней политики — включая создание «кремлевских молодежек», Общественных палат, партийных платформ и т.д. — сейчас это всё, разумеется, сочтено избыточным. Впрочем, это даже к лучшему — было б хуже, если б ещё и в этом повторились.

5. Главное, чего никто не понял в статье. Когда я говорю про место человека в государстве, про систему отношений человек-государство, я не имею в виду «кому что положено и сколько дадено». Я имею в виду весь комплекс прав — социальных, экономических и политических.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма