Вчера был один интересный разговор.
Обратили внимание, что KPI для губернаторов вообще никак не бьются с KPI по нацпроектам, потому что одни долго разрабатывались и согласовывались в правительстве, а другие писались за полчаса левой ногой в режиме мозгоштурма на флипчарте на ялтинском госсовете, и государь кивнул. А теперь Собянин с Силуановым не могут договориться, какие из показателей главней — но, вангую, заборет Семёныч Германыча.
Вижу из этого, что попытка корпоратизации внутриполитической сферы дала один интересный эффект. Возникло два параллельных и уже начавших конфликтовать друг с другом контура исполнительной власти: к правительственной вертикали добавилась вертикаль Госсовета.
Губернаторы-технократы — они по габитусу и формату совершенно такие же, как чиновники правительства; многие, собственно, и работали в нем до этого замминистрами или начдепами. Но главное — они не политики, а управленцы. Поэтому их оказалось сравнительно легко собрать в вертикально-интегрированный контур с регулярными производственными совещаниями, они очень быстро вкурили формат (в отличие от старожилов, типа Артамонова-Савченко-Минниханова) и побежали готовить пакеты решений к следующему Госсовету — к ужасу профильных министров и вице-премьеров, у которых теперь головная боль — как эту бурную деятельность тормознуть или хотя бы ввести в какой-то режим согласования.
При этом пунктом Первым и Главным в списке губерских KPI значится таки социология по Первому Лицу. И здесь технократов переклинивает наглухо, поскольку никакой утвержденной и согласованной ведомственной методики по увеличению показателей доверия населения Первому Лицу в бюрократических анналах и методичках РАНХиГСа (вот сюрприз!) не имеется.
Для легиона составителей Рейтингов Губернаторов открылась поистине роскошная поляна для заработка: фиксировать, у кого из губернаторов на территории доверие к Первому растёт, а у кого, наоборот, падает. Поскольку всё равно хрен проверишь, косево будет лихое и смачное.
А в целом в интересные времена живем. Главное, что я понял из книжки Павловского — что родная наша Система до последнего времени только на внешнем контуре управлялась осмысленной человеческой волей (и то когда как), а на внутреннем все эти годы, с 91 начиная — управлялась она лишь непосредственно Господом Богом и пороками знати. Но сейчас ситуация начала меняться — мы видим первые робкие попытки «этим всем» как-то начать управлять. При полном, впрочем, непонимании, где у этой штуки привод, и что будет, если дёрнуть вон тот рычаг и нажать вот на эту кнопку.
«Кто положил валенок на пульт?»