Новое

О проблемах с Superjet

Про самолёт. Чуть поутихло, поэтому уже можно.

Я вырос в семье инженеров, поэтому на многое смотрю именно под инженерным углом. И, да, принадлежу к числу тех, кто считает, что здесь мнение специалистов важнее любого гражданственного пафоса. Есть несколько специальных тем: сам самолёт, политика авиакомпаний, работа наземных служб, подготовка экипажей, вплоть до инструктажей по технике безопасности — не только тех, что в салоне перед взлётом, но и тех, что в школе на уроке. 

С этой точки зрения, как ни чудовищно звучит, любая катастрофа — довольно значимый источник знаний. Все помнят про хрестоматийную «ошибку выжившего» и тот прорыв в инженерном деле, который принесло её открытие. Правильный подход состоит в том, чтобы подвергнуть детальному изучению всё, что произошло, и сделать выводы в первую очередь управленческого, а возможно и кадрового характера — во всех помянутых областях. Ор при этом надлежит игнорировать: те же самые люди, которые сейчас кричат про плохой самолёт, завтра будут обвинять власть в уничтожении отечественного авиапрома и потере многих тысяч рабочих мест, если по итогам будет решено вообще свернуть его производство. 

Мне очень не понравилась позиция «это вообще не самолёт, это пиар-проект». Слово «пиар» очень плохо помогает понять суть проблемы. Проблема же состоит в том, что проекты такой сложности, как воссоздание полноценной современной отрасли гражданского авиастроения, наша система сегодня просто не очень-то тянет. Соотношение издержки/результат в каждой точке оказывается неконкурентным: всё от инжиниринга и сервиса до пресловутого «пиара» оказывается слишком дорогим и даже за эту цену недостаточно качественным, а попытки «срезать углы» множит риски. «Вес не взят», как говорят тяжелоатлеты. 

И теперь — на шажок ближе уже к моей профессиональной сфере. Головное предприятие по сборке суперджетов — в Комсомольске-на-Амуре — ГСС (КнАФ). Проигравший в прошлом сентябре выборы экс-губернатор Шпорт — до губернаторства многолетний депутат ГД от Комсомольска, одно время глава Дирекции по производству и техническому развитию «Сухого». Одна из главных претензий к нему в Хабаровске была — он не наш, он из КнА, и тащит своих. При этом в самом КнА его результаты были тоже плохие, там претензия была противоположная: стал губернатором и нас забыл. Население города за последние 15 лет уменьшилось на 30 тысяч человек, и отток продолжается; территория является устойчиво «депрессивной». Суперджет в конце прошлого десятилетия воспринимался и продвигался как один из локомотивных проектов, который должен был дать новую жизнь не только российскому авиапрому, но и городу Комсомольску в частности. Во всяком случае, это был один из важных резонов, почему ставка тогда была сделана именно на проект «Сухого». 

Далее. Даже у советского гражданского авиапрома двигателестроение было ахиллесовой пятой. Как мы помним по предыдущим десятилетиям, основной пружиной вытеснения отечественного авиапарка «Боингами» и «Аэробусами» даже на внутреннем рынке была вовсе не надёжность («Туполевы» и «Ильюшины» всегда были на высоте по этому критерию), а экономичность и шумность. Движок у суперджета в итоге наполовину французский — но, как оказалось, слабым местом стал именно он: об этом много писали специалисты и не первый уже год. Но собирается он всё-таки на «Сатурне» в Рыбинске. И вот здесь опять внимание: на выборно-политической карте центральной России это тоже традиционно одна из ключевых «горячих точек». 

Ещё в производственной цепочке суперджета — Ульяновск, Воронеж, Новосибирск: из них разве что Воронеж можно считать относительно стабильным в политическом отношении. 

Говоря по-простому, вангую существенный рост политических рисков для пяти губернаторов — поскольку слухи о сворачивании проекта «Суперджет» после событий в Шереметьево уже проникли достаточно глубоко в толщу «глубинного народа». И для этих пяти помянутых городов они означают риски очередных сокращений рабочих мест, урезания и без того невеликих зарплат и, разумеется, рост претензий к власти. 

Но есть, конечно, решение. Отправить в цеха наших авиазаводов — в Комсомольск, Рыбинск, Ульяновск, Воронеж, Новосибирск — десант из топ-блогеров, фейсбучно-телеграммных политологов и аналитиков. Которые убедительно расскажут этим людям, как они это делают сейчас у себя на страницах, что эти люди сами виноваты, поскольку у них руки кривые и они делают дырявые корыта, которые плохо летают, часто ломаются, постоянно падают и сгорают вместе с пассажирами. Что их и кормили-то все эти годы только ради пиара. Из-за амбиций авиастроительной державы. И поэтому их надо выгнать, заводы закрыть, а летать впредь только на боингах — надёжных и общепризнанных. Потому что мы не какой-то там убогий совок, а часть глобального мира. 

А ещё пригласить на эти беседы бойцов Росгвардии — на случай, если труженики вдруг отреагируют как-то не так. Благо про Росгвардию опять же в ленте столько тёплых слов было в последнее время сказано. 

И вот тогда пиар будет какой надо.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма