Новое

Беги, русский, беги

К посту про тысячелетнее ресурсное государство. Мы весьма любим гордиться огромным пятном на глобусе, на котором величаво написано «Россия». Но часто забываем, что размер этого пятна обусловлен многовековой историей убегания людей от государства на окраину — собственно, это и была наша фирменная модель экспансии. Сначала наши люди бегут в пограничье, где есть дикие племена, но нет урядника (который всегда и по определению хуже татарина); потом, когда диких племён во вчерашнем пограничье становится чуть меньше, а наших людей чуть больше, приезжает и урядник — и люди снимаются и бегут ещё дальше. В критические моменты до пятой части населения уходило на окраины в течение буквально нескольких лет — так, в частности, было при Петре. Парадоксальная история самой большой в мире страны, созданной в процессе избегания населением государства.

Сегодня мы это наблюдаем уже в виртуальных пространствах. Крестовый поход по «легализации» самозанятых — не что иное, как тот же самый урядник, поехавший опять догонять казаков. Цензурное наступление в интернете — он же. Даже ЧВК и прочие иноземные активности «поваров» — всё та же попытка национализации уже сложившихся промыслов, которые последние годы были частными. 

Великая диалектическая истина состоит в том, что мы — империя анархистов и государство антигосударственников. Причём наибольшая концентрация последних — в так называемой «власти». Это тоже неотъемлемая часть кода «тысячелетней России».

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма