Новое

Про Хлебникова и журналистику расследований

Ещё одно пояснение к тексту про тысячелетнее государство. О том, что в природе существует жанр журналистского расследования, я узнал впервые в 1997 году от Павла Хлебникова, учившего меня писать (свои первые колонки в НГ я делал с его дружеской помощью) и подарившего мне потом свою книгу-расследование о Березовском. Он, безусловно, был корифеем этого жанра — куда более матёрым, чем Голунов. Но и судьба его сложилась, как мы знаем, куда более трагично. Опасная работа, чего уж там. 

Павел тогда видел свою миссию в том, что, будучи русским человеком и в то же время американским журналистом, он может привнести этот профессиональный стандарт в русскоязычную журналистику, которой он был, в сущности, неведом. Павел говорил мне так: в России почему-то считается, что журналист в первую очередь должен донести до читателя свою гражданскую позицию и мнение; нас же учили, что главным образом он должен донести до читателя факты и значимые подробности, а мнение пусть высказывают колумнисты, эксперты, ньюсмейкеры, кто угодно. Читателю важно знать, что происходит, а как к этому относиться — пусть он решает сам. Старая школа, ныне и в Штатах постепенно забываемая.

Собственно, с тех пор я считаю, что хотя бы один журналист-расследователь, способный делать книги как у Павла, в русскоязычной медиасреде обязательно нужен. Некоторые пытаются, но то и дело сваливаются в очерк-репортаж-колонку, не держат жанр. Голунов в общем-то держит, хотя книги у него, наверное, пока не получилось бы. Но — кто знает? Мб он теперь и сможет сделать полноценное расследование книжного формата, скажем, о сидельцах по 228-й статье, её судебной истории и практике «заказа» с её использованием. Такое точно было бы интересно почитать — в том числе и законодателям. 

Я к тому, что это так должно работать. Но это очень долгая, кропотливая и часто опасная работа детектива, выгодополучателем которой является общество как таковое. Поэтому неудивительно, что этот жанр на нашей почве весьма плохо приживается. Тем ценнее люди, которые всё же пытаются как-то в нём работать.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма