Новое

Про перезагрузку партсистемы

Читаю много разной степени безумия текстов про перезагрузку партийной системы. Ощущение такое, что телеграмм-писателям прислали темник, но не провели по его поводу должной разъяснительной работы. А их самих, как водится, понабрали по объявлению в ближайшем ПТУ, поэтому пишут как умеют. 

Ну вставлю тогда и свои пять копеек. 

1. Идея уйти от модели большинства ЕР к модели многопартийной коалиции в переводе на русский язык звучит так. «Единую Россию» чота не любят, надоела она всем, груз прошлого, непопулярные реформы, коррупция и все такое. Но большинство-то по-прежнему нужно, «транзит» на носу. Смелое решение состоит в том, чтобы вместо одной «Единой России» сделать три или четыре, можно даже с разными названиями. В сумме их рейтинг как раз и будет каким надо. 

2. При этом выборы предлагается сделать чуть ли не полностью одномандатными. Но вот на выборах в Мосгордуму уже доигрались с полностью мажоритарной системой и самовыдвиженцами. Недавно говорили «хотите, как в Париже?» — завтра будут говорить «хотите, как в Москве?» И вот ведь в чем прикол: вся страна, от губернаторов-технократов до последней деревенской бабушки в один голос скажет: ессно хотим как в Москве. Только смысл в это вложит каждый свой. 

3. Как мы знаем из классики, мажоритарный принцип всегда приводит к тому, что система начинает тяготеть к двухпартийности. У нас пока в стране трехпартийность. Есть партия «за начальство» — это те, кто голосует за ЕР. Есть партия «против, но не сильно» — эти голосуют за думскую оппозицию. И есть партия «сильно против» — те вообще не голосуют, зато ходят на митинги. Динамика рейтингов — это про то, что партия «за начальство» теряет электорат, он перетекает в основном в «против, но не сильно», но это транзитный пункт, потому что оттуда, в свою очередь, также идёт переток в «сильно против». В такой ситуации полностью мажоритарные выборы — это 450 очень высокорисковых кампаний, поскольку голоса вторых и третьих на одномандатных округах очевидно соберутся в единое протестное облако, а федеральной партийной повестки, чтобы эту тенденцию перебить, вообще не будет. 

4. Я считаю, что времени и оргресурса на глобальные перемены в общем-то уже не осталось. Думская кампания уже через два года. Никаких новых людей и структур за это время вывести на должный уровень уже никто не успеет. Да и нет их, новых — есть те, какие есть, с любой из сторон, и мы их всех знаем поименно. Зеленский — тот хотя бы за два года до выборов сериал зарядил про то, как он президентом будет; что-то не видно у нас массового рекрутинга КВН-щиков в телеполитики. 

5. Короче, мой рецепт в этой ситуации — ничего глобально не трогать. Это наихудший сценарий, за исключением всех остальных. Внутренне смириться с тем, что любые новоделы от власти на партийном фланге обречены на накат в свой адрес куда более жесткий, чем даже тот, который сейчас испытывает ЕР. Если говорить о ЕР — да, сейчас она действительно находится в деморализованном и разобранном состоянии; но все же легче дать ей волшебного пинка и мобилизовать на кампанию, чем пытаться наскоро городить ее же клоны, но с т.н. «новыми лицами». 

Заигрались просто в Game of Towers, вот что. А зима-то, она того… близко.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма