Третий день различные журналисты звонят с просьбой дать прогноз на воскресные выборы. Вызубрил формулировку ответа и даю ее на автомате:
«Как (зачеркнуто-краевед) эксперт с многолетним опытом электорального прогнозирования, ответственно заявляю Вам, что максимально возможная точность прогноза на нынешнюю кампанию — Хуй Его Знает».
Здесь могу расшифровать. Социология сейчас по ряду причин не в состоянии убедительно спрогнозировать ни явку, ни расклады голосов. Поскольку содержательных кампаний как кампаний не было — то есть не было конкуренции кандидатов, борьбы программ и самоопределений, а почти везде был один и тот же сценарий т.н. «референдумной кампании» с основным кандидатом и спойлерами, невозможно определить, насколько далекий от политики массовый избиратель вообще понял, что идут выборы и на них что-то решается. Он может сказать социологу, что пойдёт на выборы, а сам в воскресенье передумает и поедет на дачу. Или наоборот. Поскольку для него сами выборы как выборы — в общем-то на периферии внимания.
Не на периферии другой вопрос — «вообще» отношение к власти. К ней у него много всяческих вопросов, и чем дальше, тем больше. Но поскольку задаватели вопросов в кампании отсутствуют (ни провластные кандидаты, ни «системные» спойлеры, ни даже борцы с режимом таковыми не являются), он дезориентирован. У борцов ведь к власти в ходе кампании тоже не было вопросов, кроме «почему нас не пустили?», и то в одной только Москве. Скажем, много говорят про недовольство пенсионной реформой, но в кампании не было ни одной силы, которая взяла бы на щит лозунг борьбы с нею. В этом смысле абсолютно непонятно, как избиратель себя поведёт. То ли останется дома. То ли решит назло начальству «умно» проголосовать «за лопату». То ли все же поставит галочку за и.о., по принципу «ведь нам с ним жить». Пытать его опросами про это даже сейчас бесполезно — он даже по состоянию за три дня до голосования и сам не знает.
Что касается провластных кандидатов, то особенностью их кампаний в этом сезоне было то, что они были много где довольно-таки активными, но почти нигде не были собственно предвыборными. И.о. почти везде вели себя так, как будто их уже избрали и они уже вовсю занимаются своим делом — Решают Проблемы Людей. Захотят ли обыватели отблагодарить их за это голосами? Может, да. А может и нет. См.пункт первый.
Такой уровень неопределенности, вообще говоря, впервые на моей памяти. Даже в прошлом году было не так. Это по-своему интересно, конечно.