Траурные воспоминания об отце — дело, конечно, личное, но сплошь и рядом в них попадаются разные общезначимые «хозяину/хозяйке на заметку».
Например, одной из фишек его воспитания было то, что он чуть ли не с 12 лет подкидывал мне разные подработки — переделать чертёж, напечатать на машинке (а потом и на компе) рукопись, сделать несложный расчёт. И платил: маленькие, но деньги. Наверное, это подпадает под законодательный запрет на эксплуатацию детского труда )), но я абсолютно уверен, что только так и надо. Во-первых, я очень рано получил общее представление о том, чем он, собственно, занимается на работе. Во-вторых, трудовая этика — сроки, качество, ответственность: тут все было как у больших. До сих пор помню объяснение про то, что если вот здесь забыть обозначить заземление, то кого-нибудь может насмерть ударить током — в мои двенадцать такая ответственность (разумеется, существовавшая лишь в моем воображении — он бы все равно проверил) очень мотивировала.
Уже к 15 годам я вполне мог обсчитать насосную станцию — мощность насосов, диапазон максимальных расходов и напоров, высота всасывания и т.д., и понимал, как устроены водозаборы, метантенки, песколовки и как проектируются коллекторные сети с учетом перепада высот. Это знание мне вообще ни разу не пригодилось в жизни, поскольку по отцовым стопам в инженеры я не пошёл, разве что при пешей ходьбе инстинктивно стараюсь проектировать маршрут так, чтобы «не терять высоту». Но дело не в этом.
У деревенских детей есть одно важное преимущество перед городскими: они могут помогать родителям в работе едва научатся ходить. В пять-шесть ребёнок уже ого-го какой работник. А в семь, как я уже писал, моя деревенская бабушка оказалась способна самостоятельно выжить в голодной Москве 1918-го, работая нянькой у хозяйских младенцев.
Городские дети родителей видят исключительно в «нерабочих» активностях: выходные, шоппинг, еда, дача, телевизор, отпуск и т.д. Рано или поздно это создаёт чудовищный барьер в коммуникациях, поскольку работа во многом формирует человека, и когда такие дети вырастают, выясняется, что они с родителями — очень разные люди. Плюс к тому они не понимают, не ценят и не уважают деньги, которые зарабатывают родители: для них то, что им не дают на жвачки и новые гаджеты это просто старперское жлобство. У меня так не было: я _руками_ знал, как трудно папа с мамой зарабатывали свою инженерскую зарплату, и как много всего надо уметь и понимать, чтобы быть как они. В том числе и благодаря вот этой политике вовлечения.
«Спасти детей от детства» — да, когда я это говорю, то в том числе и вышесказанное имею в виду.