Новое

Новгородская Атлантида

Сегодня снова в Новгороде. И снова думаю про первые пятьсот лет нашей «тысячелетней». О том, что первый полный перевод Библии на церковнославянский был сделан только в конце XV века новгородским архиепископом Геннадием, и то по нужде — нужны были свои грамотеи, способные на равных аргументированно спорить с «жидовствующими». Иными словами, мы полтысячи лет из тысячи в общем-то толком не знали, во что, собственно, верим. И ничего — строили храмы, монастыри, писали иконы — рублевская Троица к моменту появления Геннадиевской Библии уже больше полувека как написана. 

И ведь нельзя сказать, что неграмотными были. В том же Новгороде уличные парни друг друга на разборки вызывали с помощью берестяных посланий, я уж не говорю о всякой там бухгалтерии и складском учете. Просто одно дело лисьи шкурки учитывать и в любви какой-нибудь Ульяне в письме признаваться, а другое — разбираться, кто там из этих древних евреев кому и за что по голове дал. Практичны были предки. 

При этом церкви в том же Новгороде — на каждом шагу, буквально через сотню метров друг от друга, и много их. Но тут дело в том, что церковь в то время — это и загс, и школа, и библиотека, и поликлиника, и нотариальная контора, и клуб, и много чего еще. А Церковь с большой буквы — институт, нагруженный бóльшим количеством социальных функций, чем любая «власть». 

Гутенберговская машинка поломала эту систему об коленку, быстро и неотвратимо. Абсолютистские режимы лишь добили, а революции — справили панихиду. Теперешние попы даже, кажется, и не понимают толком, чему, собственно, они наследуют — и, похоже, как и все остальные, думают, что их работа это служить «службы» и «утешать» прихожан на исповеди — ритуал плюс психотерапия; и что так было всегда. 

И лишь храмы помнят. И мы, глядя на них, все еще можем кое-что понять о том, как жилось в той Атлантиде.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма