Общение Илона Маска с участниками краснодарского форума молодых предпринимателей — это буквально классический сюжет, рассказанный Тодоровским в фильме «Стиляги» — тот самый момент, когда Фред сообщает Мэлсу, что в Америке и даже конкретно на «настоящем» Бродвее нет и никогда не было стиляг.
Они его спрашивают, как по обычной в той среде методичке: а что вас побудило начать свой бизнес? Он им: да вы знаете, я вообще-то больше инженер, чем бизнесмен; просто чтобы создавать технологии, нужно создавать компании. Разрыв шаблона номер раз.
Они его спрашивают: а что такое команда Илона Маска? Как вы инвестируете в человеческий капитал? Он даже не понимает вопроса, заданного на гладком вроде бы английском языке. Нет в его картине мира такой формулы, как «инвестировать в человеческий капитал», и не было никогда; это наша отечественная приблуда из языка «глубинной ВШЭ». Разрыв шаблона номер два.
Дальше он говорит: цель создания бизнеса — это решить какую-то значимую проблему, стоящую перед обществом. Причём в ситуации, когда такого решения еще нет, или оно есть, но плохое. Разрыв шаблона номер три: их-то учили, что бизнесы делаются ради прибыли, а проблема — это такой маркетинг: найти рыночную «боль» и т.п.
При этом русский культ Маска — это отдельный культурологический феномен: казалось бы, человек выкидывает Россию с рынка коммерческих спутниковых запусков; но для наших он — почти как новый Сергей Королев, и неважно, что не наш. А он и правда больше похож на Королева, чем на «идеального предпринимателя» из брошюрок по личностному росту и достижению успеха. Только «молодые предприниматели» никогда не станут как он — потому что никто из них не инженер. Идентичность, если хотите, другая.
Наконец, он говорит: я хочу быть полезным для целей вашей встречи. А они орут «вау» и снимают видеоэкран на мобильники, потому что им в кайф, они встретились со звездой; и ни о какой другой пользе не думают — она уже получена.
Как тебе такое, Илон Маск? Хаха офигенно, что тут еще скажешь.