По горячим следам. В кулуарах съезда губернаторы, депутаты и министры перешёптываясь спрашивали друг друга, каких именно чиновников они должны теперь беспощадно обличать, как заповедал им государь. Я их успокаивал, что список им обязательно пришлют из АП в ближайшее время, а пока можно тренироваться самообличениями на смартфон.
Месседж, как я его понял, такой. Приход президента на съезд — это сигнал встревоженным и взъерошенным, что их не бросят и они по прежнему главная надёжа и опора, чтоб не кисли и не вострили лыжи. Но что с ними делать и как их переупаковать к новому сезону, пока не решили — ждите, начальство думу думает. Выступление Путина выглядело больше как речь для актива ОНФ, чем ЕР, но это и правильно — акцент был на то, что партия должна не государство от людей защищать, а людей от государства; но тогда, получается, единственный последовательный единоросс — Поклонская.
Продолжаю тем временем думать про задачу в 301 мандат. Теоретически это должно значить, что надо брать 120-130 мест по спискам и 180-190 по округам. Но окружная и списочная кампании связаны — если проседает федеральный рейтинг, начинают сыпаться самые слабые из одномандатников, у которых нет собственного рейтинга и которые могут ехать только на партийном. А таких будет от четверти до трети. Нынешний рейтинг — это примерно 70-80 мест по спискам и 150 по округам, на грани простого (не конституционного) большинства. В этом смысле если целиться в 301, вопрос сейчас — как нарастить именно федеральный рейтинг партии и за счёт каких групп. В этом смысле я бы сузил зону поисков до вопроса о том, как вернуть разочаровавшихся — тех, кто поддерживал раньше, но больше не хочет.