Новое

Фидель, Рауль и Хуанита

Начал читать на испанском воспоминания Хуаниты Кастро о своих братьях, Фиделе и Рауле. Как мы все помним, она была завербована ЦРУ, работала на них с 1961 по 1964, после чего покинула Кубу и переехала сначала в Мексику, а потом и в Майами, где и живет до сих пор. Книга уже 2009-го, когда Фидель уже передал Раулю бразды. У Хуаниты, что характерно, Фидель персонаж отрицательный, Рауль — скорее положительный, но вечно пасующий перед братом. (Че, к примеру — крайне отрицательный). Книжка, понятное дело, пропагандистская и не без участия опять-таки американских служб. И явно была частью попытки как-то договориться с Раулем, что почти было удалось при Обаме. 

Читаю предисловие, которое уже точно написано человеком, скажем так, специальным. И вот натыкаюсь на фразу:

¿Por qué Juanita, en definitiva, decide enfrentarse a sus hermanos? Porque es católica y le parece terrible que Fidel y Raúl se dediquen a estatizar escuelas religiosas como Las Ursulinas que la educaron con tanto amor.

Почему Хуанита на самом деле решила пойти против братьев? Потому что католичка и ей показалось ужасным, что Фидель и Рауль решили национализировать церковные школы вроде той, которая их обучала с такой любовью. 

И сразу стало интересно: а много ли католических школ в самих США?

Оказалось, что даже и сейчас большинство негосударственных школ там — католические. И их много — около 7 тысяч, правда, из них 80% — начальные, потом опять добро пожаловать в государственную среднюю. Но есть и тысяча с небольшим средних. Однако уже в 21 веке их количество сильно сократилось — их потихоньку давят. Почти 2000 католических школ закрылось за последние двадцать лет. И это к тому, конечно, что национализация (а точнее этатиция) образования является объективным процессом, независимо от господствующего «-изма». Ну не может государство себе позволить, чтобы еще какой-то крупный и независимый социальный институт готовил детей к жизни. Коммунисты всего лишь были чуть более радикальны в этом, но дело тут вообще не в коммунистической идеологии. Государство доламывает последние остатки догосударственных институтов, будь то церковь, суд, семья или частная собственность, интегрируя их в себя, превращая в свои департаменты, и это происходит везде, объективно и повсеместно. То же «закон о домашнем насилии», как к нему ни относись — это ведь, в сущности, о том, что отныне глава любой семьи не мужчина, но и не женщина, а вовсе даже дяденька милицанер. Иного не дано™. 

«Прогресс» и «просвещение», мать бы их Вольтера за ногу, неостановимы и неотменимы.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма