Не мое дело лезть в профессионально-врачебную отрасль, но скажу как обыватель. Сама концепция отрасли «медицина», отвечающей за здоровье — это какая-то подмена понятий. Медицина нужна, чтобы лечить больных. Но организационное слияние медицины с охраной здоровья до степени неразличимости превращает в больных или потенциально больных примерно всех.
В нашем конкретном случае это выглядит вот как. В прошлом году я много работал с медиками и чиновниками от медицины на семинарах им.Пескова — про CDO и бигдату в госуправлении. Общался с большим количеством главврачей, заведующих поликлиниками, региональных министров здравоохранения. Они говорили в основном о задаче повышения продолжительности жизни, по путинскому майскому указу-2018. Но понимали это исключительно как задачу по снижению смертности по наиболее массовым группам — сердечно-сосудистые (ССЗ), онкология, заболевания ЖКТ и т.д.
И основной тезис, который от них исходил, состоял в том, что большинство факторов, на это влияющих, находится вообще за пределами их компетенции. Самая массовая группа — ССЗ (инфаркты, инсульты) — это в подавляющем большинстве случаев фактор образа жизни и неправильного питания. Второй по значению фактор здесь — самолечение (покупка лекарств по Гуглу и рекламе). Что касается онкологии, тут вообще ключевое это ранняя диагностика. Травматизм — это в первую очередь дороги и транспорт.
Отсюда понятный набор их регулярных требований к власти:
- усилить пропаганду ЗОЖ и здоровой еды
- начать борьбу с самолечением (в тч посредством ограничения рекламы лекарств)
- загнать всех на регулярные диспансеризации
- больше ограничений скорости, лежачих полицейских, ограждений на тротуарах и жёстче наказания для нарушителей ПДД
Я же про это думаю следующее.
Ковид показал то, о чем долго говорили иммунологи: чем больше люди по поводу и без повода едят антибиотиков, жаропонижающих, болеутоляющих и т.д., тем хуже у них дело обстоит с иммунитетом.
Совершу каминг-аут: за последние два месяца я фактически ежедневно нарушал карантин, и в тч достаточно часто общался с ковид-больными, без масок-перчаток и прочих санитайзеров. Для себя решил так: ну заболею — полечусь, а тяжело заболею — на все воля Божья. Благо страхи за сохранность тушки и т.н. «ценность жизни» мне отшибло давно и при куда более серьезных обстоятельствах. Ел витамины, спал чуть больше обычных 4-5 часов в день, и это единственное, что изменил в привычном ритме жизни. Ну проверялся изредка, для порядка. Но в глубине души исходил из того, что покойная мама, у которой антибиотики и т.п. были табу, была во многом права: главная твоя защита от инфекций — это сам организм, и лучше без крайней нужды к другим защитным средствам не прибегать.
Я ни на чем не настаиваю и ничего не проповедую. Просто считаю, что должна быть отдельно медицина, а отдельно отрасль, занимающаяся противоположной по смыслу задачей — чтобы люди меньше болели. У китайцев за это отвечает их т.н. «традиционная медицина» (китайская и тибетская), которая собственно и не медицина вообще, а скорее совокупность практик и техник балансировки обмена веществ и улучшения циркуляции жидкостей в организме, именно в профилактических целях. Дело хорошее, но в XXI веке недостаточное. Мы находимся постоянно под атакой всевозможных факторов риска, начиная от производимых людьми же канцерогенов и заканчивая тем самым городским образом жизни, к которому наши организмы вообще-то не очень предназначены.
Под этим углом я скептически смотрел на саму идею карантина — да, людей изолировали от контактов, но в то же время на пике весеннего авитаминоза заперли в плохо проветриваемых помещениях с низкой влажностью, посадив на сидячий образ жизни и полуконсервную диету. В этих условиях если уж вирус тебя таки достал — скорее всего заболевание пройдёт тяжелее, и риск осложнений точно будет выше. С учетом того, что осложнения в нашем случае бьют в основном по дыхалке — тем более.
Инициаторов можно понять — они исходили из «медицинской» логики, в которой главное — сдержать по возможности распространение самой инфекции. Но, честно говоря, хрена ты его особо сдержишь, особенно в человейнике на несколько десятков миллионов, как Москва. Но ведь главный вопрос не в том, как не встретиться с вирусом, а в том, в каком состоянии ты его встретишь, если таковая встреча все-таки произойдёт. А состояние это, кроме авитаминоза и плохого воздуха — еще и депрессия, местами даже паника, страх потери дохода, непонимание того, как вообще дальше жить у многих и многих. Под этим углом зрения сидящие на карантине — идеальные жертвы, не для ковида — так вообще для любой неприятной фигни.
Будущее самих человейников, к слову, ковид поставил под большой вопрос — очень возможно, что идея расселения Москвы перестанет быть маргинальной. Многоэтажка, лифт, подъезд, магазин, общественный транспорт — теперь это перманентная «зона риска» для слабого и уязвимого горожанина. И снова и снова встаёт вопрос — как мы вообще допустили, что в стране на 1/7 обитаемой суши столько людей сползлись в эти бетонные клетушки, которые щедро продолжают клепать трудолюбивые азиатские гости для все новых и новых д’Артаньянов. Но это, в общем, другая тема.
Я считаю, важнейшие темы следующего десятилетия — качество воздуха, которым мы дышим, воды, которую пьём, еды, которую едим, и образа жизни в полутюремном треугольнике «офис-магазин-квартира». В пределе — качество личного времени, которое у нас не купил рынок и которое мы все еще можем потратить на себя. Ковид вообще оказался хорошим учителем в части того, что важно, а что неважно.
Важно, чтобы нас хорошо лечили, когда мы заболеем. Но еще важнее — все-таки не болеть. Это не блажь, это возможно. Но по состоянию на сейчас — если на первое тратятся триллионы, то на второе тратится ноль рублей ноль копеек. И это неправильно.