Новое

Самое последнее средство

Случайно тут наткнулся на цитату митрополита Антония Сурожского (о, как сейчас взвоют некоторые): «Господи, возьми мою жизнь в свою руку, и сделай с ней то, что я сам хочу сделать, но не могу!». И вздрогнул. Такая радикальная манифестация своего бессилия одновременно означает и готовность принять те способы, которыми с тобой сделают «то, что сам хочешь, но не можешь». Когда Всевышний берётся за исправление человека, средства могут быть любой степени жесткости. Новый Завет — и это едва ли не главный контрапункт его с Ветхим — настаивает, что Бог на самом деле добр и всех нас любит (в то время как примерно весь Ветхий сообщает нам противоположное); и как всякий новозаветный человек, я с этим согласен, но в том-то и дело, что формы эта любовь может принимать тоже абсолютно любые — Сына-то ведь тоже… того… из любви, как мы все знаем.

В общем, я для себя такой вывод сделал. Обращаться за помощью к Создателю надо исключительно в качестве самого последнего средства — только когда точно понимаешь, что сам своими силами уже точно и гарантированно не справишься. Условно говоря, «в окопах под огнём». А пока ты не в окопах и не под огнём, надо как-нибудь самому пытаться… покуда силы есть.

Но в том-то и дело, что вот это «хочу, но не могу» вообще чем дальше, тем больше доминанта современного человека. Он почти ничего не может из того, чего хочет. И, более того, медиаокружение изо дня в день приучает его все больше хотеть, а объективная немедийная реальность делает его все более немощным.

«Если люди вокруг похожи на рыб — значит, придет потоп» (с)И.Давыдов.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма