Новое

Откуда пошла речь

Погрузился в историю происхождения речи. Из нескольких разных теорий и исследований сделал для себя такую реконструкцию, в качестве рабочей модели.

В начале было не просто слово, а конкретно глагол. Самая древняя часть языка вообще. И очень долго — дольше, чем вся история цивилизации — речь только из глаголов и состояла.

Следующий качественный скачок — это появление имени собственного. Для того, чтобы называть и отличать друг друга. Имя стало первым существительным. Причём изначально оно было также отглагольным — по функции человека.

Дальше начали называть объекты — изначально только конкретные, видимые глазу. Много позже возникли родовые названия — для вещи, зверя или дерева «вообще», а не данного конкретного.

Все прочие части речи возникли совсем уже на сдачу — прилагательные, наречия, местоимения и т.д. Они почти ровесники цивилизации как таковой, и во многих архаичных языках их часто просто нет. Даже таких, например, базовых, как «я» или «ты».

Попутно заинтересовался происхождением слова «λόγος», того самого, которое было «в начале». Оно изначально тоже отглагольное, от праиндоевропейского *leg- «собирать» (в русском сохранилось как «ложить/лежать»). Иными словами, в скрипте у греческого слова там «сборка». Но, что интересно, в латинской версии Евангелия от Иоанна — in Principium erat Verbum, то есть опять же именно глагол. Почему это важно? Потому что эпоха возникновения устной речи — это был тот период, когда основой социальности (и, по сути, главным «скиллом» выживания вида) была суггестия. Поэтому глаголы изначально были командами, то есть древнейшее наклонение — повелительное. Стой, иди, сиди, молчи, говори, дай, убей. Глагол — комбинация звуков, усиливающая и конкретизирующая суггестивное воздействие. И лишь потом, очень-очень много тысячелетий спустя, речь понадобилась еще для чего-то кроме суггестии.

Я знаю одного человека, речь которого состоит в основном из глаголов в повелительном наклонении. Удивительным образом одно это создаёт репутацию. Теперь понятно почему.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма