Понял тут, что вместе с коммунистической идеологией из языка начисто вымылось понятие «строй» – в том смысле, в котором оно использовалось в языке советских времён. Капиталистический строй, социалистический строй и т.д.
Сейчас невозможно никакую страну и никакое общество анализировать в категориях «строя», пытаться описать, чем один строй отличается от другого – всё это будет выглядеть каким-то дремучим, пещерным ретроволяпюком. Вместо строя есть теперь «режим», и тут понятно – режим бывает хороший («демократия», «открытость») и плохой («диктатура», «тоталитаризм»). И это все исключительно про политсистему. А про социальную организацию по умолчанию предполагается, что у неё и вовсе никакого строя нет, просто так само всё растёт, как лопух при дороге.
Ради интереса полез в немецкий оригинал марксова Манифеста 1848 года, чтобы понять, как они называли по-немецки то, что в русском переводе закрепилось как «общественный строй». Предсказуемо обнаружил Gesellschaftsordnung. Подумал, опять же, что в пропатченной Вебером немецкоязычной картине мира советский «общественный строй» это никакой не Gesellshaftsordnung, а самый что ни на есть Gemeinschaftsordnung, но русским этих тонкостей не понять.
Но мне прямо вот стало любопытно, кто, когда и зачем – наверняка ведь кто-то из ранних марксистов или даже народников, типа Лопатина какого-нибудь – ввел в язык это понятие именно в этом контексте.
Почему это важно? Да потому, что основная традиция русского употребления слова «строй» для этого – военная. Строй – это про армию. И метафора тут очевидна. А равно и сам способ мышления, которым пользовались еще полтора века назад наши народолюбцы.
Но мне, тем не менее, не хватает в языке категории типа «строй» – чего-то такого, что схватывало бы не столько тип организации государства и власти, сколько тип социальной структуры, системы отношений в обществе. Была бы такая категория, можно было бы порассуждать, например, про путинскую Россию в таком ключе – ну, положим, «режим» отличается (чем?) от титулованных «демократий», а вот «строй» – отличается или такой же? Что по этому поводу говорит нам передовое учение?