Я не являюсь «экспертом по Казахстану», но слежу за тамошними процессами довольно давно, в Астане бывал нередко и круг общения там имею довольно широкий. И из того, что вижу, делаю следующий вывод: при Назарбаеве «казахский национализм» был абсолютно неработающим, липовым пропагандистским конструктом. В реальности для карьеры и будущего человека всё решало не то, казах он или не казах, а то, насколько он из «правильной» семьи. Если семья «неправильная», как у того же Умарова — русскоязычного полуузбека из алма-атинской Нахаловки, который «родной» казахский язык выучил только после школы — тогда шансы на карьеру, наоборот, давало «обрусение» — хороший русский язык, хорошее, полученное на русском, образование и способность быть гибким и лицемерным, улыбаясь всем по кругу и тщательно скрывая то, что ты на самом деле думаешь.
Нет ничего удивительного, что у ребят из поколения Умарова откровенно взрывался мозг от столь зримого противоречия между тем, что они видели и даже сами транслировали в пропаганде — алга-малга — и тем, что наблюдали в реальной жизни.
Сейчас у этих Умаровых в головах жуткая каша из
1) «реконструкторского» казахского национализма (удивительным образом сочетающегося с брезгливостью к «мамбетам»)
2) завезёзнного «турецкими братьями» пантюркизма, который во многом перекликается с любимым Назарбаевым «евразийством», но только с заменой Москвы на Стамбул в виде символического центра
3) западнических методичек о «современном цивилизованном государстве», завезённых «фондами» и украинскими небратьями».
Твёрдое там одно: «совок» — прошлое и зло, «национальная демократия» — будущее и добро, местные русские должны либо смириться с формированием в Казахстане полноценного национального государства казахского народа, либо валить в свою Россию. А Россия должна избавиться от «имперских комплексов» и перестать уже диктовать молодому национальному государству, как ему жить и с кем дружить. Но при этом «исламизм» — угроза, и китайский империализм — тоже угроза, в чём-то похлеще русского. Вот примерно так они думают.
Ещё раз: я не вижу, чем эта картина мира отличается от картины мира среднестатистического читателя или автора «Спутника и погрома», с поправкой на страну.