Ускользающая современность
Под мой пост про неоосманизм пришёл комментатор либеральных взглядов с дежурным комментарием: мол, Эрдоган, как и Путин — это же очень несовременно!
И я вдруг подумал: а ведь современность, как манипулятивная технология, год от года работает всё хуже и хуже. Да, нас приучили, как собачек Павлова, при каждом выходе «обновлений» скорее устанавливать их на гаджеты, чтобы остаться up to date. Да, вот уже много десятилетий работает мировая машина моды, диктующая, как одеваться в нынешнем сезоне, чтобы быть актуальным. Да, пока ещё царствует несокрушимая вера в прогресс, в первую очередь научно-технический, и рост, в первую очередь экономический, как перманентные тараканьи бега, в которых ужасно важно не проиграть. Да, излюбленная шахада русского интеллигентского самобичевания — плач о том, как и в чём мы отстали от современного мира.
Но как-то уже накопилось понимание, что что-то с этой всей конструкцией не так. Что грузовые самолёты, улетавшие прошлым летом из Кабула, были очень современными — талибы таких не делают. Что европейцы с их прогрессивными взглядами на гендерную идентичность и равноправие полов — люди настолько современные, что в Брюсселе и Лондоне самым популярным именем новорожденного стало имя Мухаммед. Что погромщики-активисты BLM, с одной стороны, и трамписты, захватывавшие Капитолий, с другой, наверное, тоже были в чём-то очень современными, но это какая-то странная современность.
Но главное даже не это. «Современность», как теперь ясно, имеет свойство оставлять за бортом значительное количество людей. Ну, ещё демпропаганда 90-х: сдохни, неэффективная старушка, ты не вписалась в рынок. Но иногда эти невписавшиеся почему-то не хотят подыхать. А наоборот, создают проблемы тем, кто вписался: на наших глазах, например, это только что произошло в Казахстане.
И нельзя сказать, чтобы это было что-то новое. Египет Древнего царства, строивший пирамиды, был куда более «современным», чем гиксосы, его захватившие. Рим был более современным, чем народы Алариха и Аттилы. Государство хорезмшахов было более современным, чем степной союз Чингисхана. «Далее везде».
И отсюда вывод. Гонка за современностью — развлечение сугубо мирное. Когда дело доходит до драки, чаще всего преимуществом обладает не тот, кто «современнее», а тот, кто злее и у кого яйца крепче. Даже когда у оппонентов более «современное» оружие — вопрос ведь не только в оружии, но ещё и в готовности стрелять и убивать. Когда она есть, эффективным оружием может стать что угодно — например, очень современный пассажирский самолёт.
Как в том анекдоте про кавказца, который подарил сыну нож, а тот его обменял на модные часы: «когда тэбя будут рэзать, ты что им скажэщь: полшэстого?»