Новое

Неформальная социотехника

Этот сборник — «Очерки неформальной социотехники» — был для меня своего рода настольной книгой во время кампании НЛ.

С обоими авторами — своя история отношений. Ныне покойный Миша Кордонский, одессит до мозга костей, когда-то был моим гидом по «Одессе, которой уже нет»: мы с ним ходили вместе по Привозу, торговались, покупая «рачков», пили пиво на Дерибасовской и ходили на выставки одесских художников — по состоянию на начало нулевых уже приезжающих в когда-то родной город только ради выставок.

А вместе с Мишей Кожариновым, который, слава Богу, жив и деятелен, поработали вот над этим — https://newpeople.ru/newonthology.

Книжку очень настоятельно рекомендую всем, кто хочет понять отличие между «строительством организаций» и созданием живых и жизнеспособных сообществ. Традиция, на которую опирались авторы — тоже своеобразный осколок советской Атлантиды; советской, понятное дело, с точки зрения эпохи, а не по принадлежности к власти, которая это всё, как водится, не любила и всячески гнобила. Тем не менее, движение педагогов-новаторов несло, конечно, в себе тот изначальный дерзостный дух революции, который так и не удалось извести до конца позднейшему чугунному советскому официозу.

Лично для меня ключевое в ней — модель «лестницы странника»: этапы в освоении окружающего мира, которые проходит человек по мере взросления, и соответствующие им состояния сознания. То, что создание сообществ, в том числе вполне себе «взрослых», есть разновидность деятельности скорее педагогической, для меня самоочевидно: в современном инфантильном мире взрослость не есть нечто автоматически приходящее с возрастом, а скорее редкое исключение из правил. И в этом надо очень ясно отдавать себе отчёт: нравится нам это или нет, но современные люди активно сопротивляются самой идее «взрослеть», предпочитая остановиться до конца жизни на той или иной ступеньке Лестницы — и общество даёт им такую возможность, в каком-то смысле даже поощряет массовый инфантилизм.

Например, если циничными глазами педагога, национализм — это эталонно-«подростковый» этап в развитии, когда старшеклассник ищет «свою» тусовку и аутентику, ищет для себя «мы» и через принадлежность к нему описывает своё «я»: по той же механике, по которой формируются дворовые банды, группы спортивных фанатов или стилеориентированные молодёжные течения, будь то в разные эпохи «панки», «рэперы», «эмо», «готы», «хипстеры» и т.д. И на полном серьёзе в этом состоянии сознания вопросы «как надо одеваться» или «какую музыку слушать» равнозначны, если не более значимы по приоритетности, вопросу «как устроен мир?» В общем, очень рекомендую.

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма