С завтрашнего дня ухожу в глубокую медитацию, системы «запой». Вынырну (если вынырну) где-то числа 7-го.
Пока же – комьями контекст на старте.
- Завоевания Октября
То, что далеко не каждая кухарка у нас может управлять государством, ясно давно. Причём чем больше нам кажут там кухарок и ткачих, тем это яснее. Потому что эти кухарки и ткачихи – не из каждых. Они – чьи-то кухарки и ткачихи. Или даже мангальщики (как Рома в своё время), не суть важно; важно, что господские.
Факт налицо: мы опять живём в стране, в которой, кроме обычных граждан, есть господа. Для системы это пока ещё ничего не значит: с её формального горизонта нет таких господ, которых нельзя было бы в случае чего упечь в Краснокаменск. Но жёсткость системы работает только в сравнительно узком секторе обзора – много ли видно из амбразуры танка? Всё, что вне сектора обзора – уже выстроилось по другим, неформальным правилам. А особенно – то, что непосредственно близ дула и между гусениц.
Господа – это само по себе не плохо и не хорошо; это просто другое устройство социальной реальности, чем то, как мы его себе по инерции мыслим. Мы – ещё пока совки; мы в ослеплении своём думаем, что права даются гражданину в комплекте с общегражданским паспортом. В то время как по факту с правами произошло ровно то же, что и с пенсией: таковая вроде бы есть, но прожить на неё невозможно. То же и с правами.
Я уже как-то писал, что Перестройка – это не отмена и не ревизия Октября, а наоборот – результат полной и окончательной его победы. То, за что боролись в 17-м, в 87-м стало бесспорным и самоочевидным – а значит неактуальным. То, о чём ещё в 40-е и даже в 60-е можно было говорить как о «завоеваниях Октября» — бессословное общество, политическое равноправие, социальное государство и т.д. – в 80-х стало аксиомой, если не догмой, даже для политических противников советского строя. Демонтаж строя начался с «возвращения к ленинским принципам»!
Но вот парадокс культуры: столкнувшись с проблемой и преодолев её, мы оставляем следующим поколениям инструментарий борьбы с проблемой, но не саму проблему (ибо таковая решена и забыта). Мы оставляем рассказы об оспе, но не саму оспу – и уже не только дети, но и родители спрашивают: а так ли нужны прививки? Действительно: одно дело, если у тебя перед глазами труповозка, над которой крутятся и жужжат мухи, и совсем другое – если это всего лишь невыразительная картинка из учебника.
А проблемы, уже решённые, но забытые, имеют свойство когда-нибудь возвращаться.