На протяжении вот уже более чем двух лет разбираюсь с историей и философией денег. Вот небольшая подборка книг, освоенных за это время по теме:
Нил Фергюсон, «Торжество денег«. Он вроде и поп-историк и своего рода пропагандист, но достаточно любопытный именно в этом качестве. Рядом его же «Денежные отношения«, за которую еще не брался.
Джек Везерфорд, «История денег«. Есть и в русском переводе, и даже бесплатно, но я предпочел по-английски — читается легко, а перевод любых экономических текстов на русский — увы, практически всегда потеря смысла. Очень американская точка зрения — money is power.
Уильям Бернстайн, «Как торговля изменила мир«. Не совсем про деньги, скорее про магистральную тему превращения мира в Глобальный Запад, но на моей полке она здесь.
Георг Зиммель, «Философия денег» — вот это суровая книжка. Штурмовал ее несколько раз, но немецкая философия в английском переводе это нечто, а немецкий оригинал для моих познаний в языке таки оказался трудноват.
На очереди также еще одна история денег — от Глена Девиса.
Чего ищу? Ответа на несколько вопросов, связанных с денежными отношениями, и в первую очередь — расшифровки формулы, услышанной от одного из знакомых крупных предпринимателей: «бизнес — это функция денег». Очень любопытна древнегреческая формула «??????? ????» — «деньги это человек»: не в курсе, знал ли ее русский олигарх, который на вопрос матери по поводу его очередной пассии — «сынок, она же любит не тебя, а твои деньги» — ответил: «мама, но ведь мои деньги — это тоже я!»
На один из заданных в начале поисков уже ответил. Это был вопрос: «почему золото»? Самый, вроде бы, бесполезный из металлов. Текущая версия ответа выглядит так: да, зато единственный, который не меняет своих свойств с течением времени. Дело в том, что древний человек жил в мире, где все тлен — металлы ржавели, ткани ветшали, еда портилась, а люди и скот жили недолго. Золото же оставалось таким же — через время и пространство. В этом смысле если у тебя есть столько-то золота сегодня и ты можешь его сохранить, его будет столько же такого же и завтра, и через год, и через век. В этом смысле понятно, что сейчас мы вернулись в доденежную эпоху: ни про одну из сегодняшних единиц ценности нельзя поручиться, что она завтра будет стоить столько же, сколько сегодня, и ни одна, таким образом, не может быть адекватной единицей измерения ценности чего бы то ни было. Но, конечно, ностальгия по «золотому стандарту» столь же бессмысленна сегодня, как и ностальгия по золотому веку — все, проехали. Цивилизационную задачу нахождения долговременного, устойчивого эквивалента ценности надо теперь решать заново.
Сейчас в фокусе два вопроса: отношения денег со временем (немножко писал об этом прошлой осенью здесь и здесь) и отношения денег с эмоциональной сферой человека, если угодно, психиатрия денег. Все это пелевинское шаманство про «баблос» и «алгоритм Фридмана» меня категорически не устраивает — даже Кийосаки и тот, на своем уровне, объясняет понятнее и логичнее.
Ну и, конечно, тему предпринимательства невозможно понять по-настоящему без какой-никакой рабочей версии «феноменологии денег».