В понедельник в Корп.Университете Сбербанка Володину и депутатам рассказывал про искусственный интеллект в том числе и Андрей Себрант из Яндекса. Кадровый советский инженер, он, разумеется, не смог обойтись в выступлении без ссылок на Стругацких. «Помните, там в «Понедельнике» были дубли? Они умели стоять в очереди, а особо продвинутые — водить машину, рассказывать анекдоты и петь хором. Но только это и ничего больше. Вот это и есть искусственный интеллект».
Слушая его, я подумал, что все эти годы неправильно понимал образ Выбегалло в «Понедельнике». Никакой он не отрицательный персонаж и не шарлатан. Наоборот, он важную вещь делал. Кадавры — это те же самые дубли, но с подключенным модулем эмоционального интеллекта (ЭИ). Как мы помним, их у него было три — полностью неудовлетворенный, неудовлетворенный желудочно и полностью удовлетворенный. Первый тихо сдох в коридоре, жалуясь на жизнь, второй взорвался от переедания, а третий стянул к себе в яму все вещи, до которых мог дотянуться, и чуть не устроил вселенскую катастрофу, если б специалист по кибербезопасности Ойра-Ойра не бросил вовремя в воронку бутылку с джинном.
Но ведь это и был, если разобраться, cutting edge в сфере ИИ: моделирование социального поведения на основе жестко заданных мотиваций. Если довести такой инструмент до ума, с его помощью можно было бы делать самые прорывные вещи — от построения высокоточных маркетинговых кампаний до прогнозирования войн, революций и социальных катаклизмов. Собственно, Сбертех со своим модулем кредитного скоринга с использованием ИИ примерно это и пытается сейчас реализовать.
Это вам не неразменные пятаки (криптовалюты), не волшебные палочки (3D-принтеры made in China) и не диваны-трансформеры (дополненная реальность), как у Корнеева сотоварищи.
Короче, все уже придумано в 1965 году. Мы, советские интеллигенты, всегда это знали.