Dixi
Алексей Чадаев
20.10.2015
Госуправление
389 Просмотров
Краткий конспект моего выступления на площадке ВЭБа на «Форуме стратегов» в Питере
Бизнес и стратегии развития территорий
Или Почему много маленьких проектов иногда лучше, чем один большой
1. Почему я могу об этом говорить
- В 2004-2008 гг в составе Комиссии по региональному развитию ОПРФ (под руководством В.Л.Глазычева) провел анализ более 40 региональных и муниципальных стратегий, 2 из них написал сам
- В 2011-2013 гг преподавал в РАНХиГС на кафедре Управления территориальным развитием. Спецкурсы: «Политэкономия города», «Управление развитием территорий»
- В 2013-2014 гг возглавлял ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству», основная деятельность – вовлечение молодежи в бизнес
- С 2013 г по настоящее время руковожу Аналитическим центром «Московский Регион», основная деятельность – консалтинг региональных администраций по вопросам развития предпринимательства на территориях
- Начиная с 2014 г провел несколько региональных программ акселерации для бизнеса – проект «Корпоративное предпринимательство»
2. Проблемы существующих стратегий
- «Табличный» стиль стратегирования: целевые показатели и пути их достижения. Отсутствует карта как инструмент.
- Приоритетная установка на привлечение внешних ресурсов (из федерального бюджета или от крупных компаний-«стратегов»). Неумение и нежелание оценивать и мобилизовывать внутренние ресурсы территорий; в результате – «хотелки» вместо стратегий.
- Игнорирование кадрового аспекта: стратегии не отвечают на вопрос «Кто?»
- Отсутствуют интерфейсы для привлечения партнеров – установка «один в поле воин».
- Если вкратце, суть в том, что региональные стратегии по жанру — это никакие не стратегии. Это документы из трех смысловых разделов:
- Как плохо мы живем сейчас
- Как хорошо могли бы жить в будущем
- Уважаемый федеральный центр, дайте денег. На это, это и вот это.
3. Риски гигантомании
- Власть предпочитает работать с большими, сомасштабными себе контрагентами. Отчетный момент – «крупные», «прорывные», «вытягивающие» и т.д. проекты.
- Для малого и особенно среднего бизнеса на территориях эти проекты – чаще угроза, чем возможность. Как пример – сетевой ритейл, который уничтожает сначала местную торговлю, а через шаг – и местные производства, лишающиеся рынка сбыта
- При этом крупные проекты никак не влияют на макропоказатели – даже создание нескольких тысяч высокооплачиваемых рабочих мест капля в море для миллионного региона
4. Разрыв коммуникации
- Пиар большинства крупных проектов в территориях – провальный. Показатели вроде роста налоговых поступлений в бюджет или даже рабочих мест – абстракция для наиболее деятельной части населения (кейс — ТОРы и космодром на ДВ).
- Роль населения сводится к роли пассивного потребителя будущих благ от реализации проектов. Отсутствует институциональная возможность активного и взаимовыгодного соучастия. Как результат – негатив в медиа и от лидеров мнений.
- Акцент на «социалку» и «качество жизни» – также стимулирует сугубо потребительское, пассивное отношение местных сообществ к спускаемым сверху задачам развития.
5. Малый бизнес: нелюбимое дитя
- Никто и нигде не пытается всерьез делать ставку на малый бизнес как ресурс развития экономики региона. Доминирующий подход – МСП как форма массовой самозанятости, т.е. «социалка». Отсюда – популярность химер вроде «социального предпринимательства».
- Нет понимания, как выводить МСП за пределы узких локальных рынков (в основном – потребительских), на которых они сейчас работают. Систематическая работа по встраиванию субъектов МСП в межрегиональные, общестрановые и глобальные цепочки не ведется.
- Существующие программы поддержки МСП – в скрытом виде та же бюджетная «социалка» (лизинг, субсидирование процентных ставок, субсидии, гарантийные фонды и т.п.)
6. Что предлагаем мы
Основные принципы:
- Развитие предпринимательства – ключ к развитию территорий. Предприниматель как агент развития
- Главная проблема в поддержке МСП – не ресурсы или инфраструктура, а кадры. Основной сдерживающий фактор – дефицит предпринимательских компетенций
- В сфере МСП может и должно работать централизованное планирование и управление портфелями проектов
- Картирование территорий – ключ к пониманию проблем развития МСП, ориентированных на потребительские рынки
- МСП могут и должны работать и зарабатывать не только на локальных, но и на общестрановом и даже глобальном рынке. Роль власти – создать интерфейс доступа к ним
- Взаимодействие с местными сообществами (не только предпринимательским, но и НКО) уже на этапе разработки стратегий – ключевой фактор успеха их реализации
7. Как это работает
- В стратегии регионального развития определяется приоритетный набор отраслей экономической специализации субъекта
- Совместно с локальным бизнес-сообществом организуется проектный конвейер, дающий на выходе портфель проектов по каждому из направлений
- Проводится картирование территории на предмет выявления ключевых дефицитов, считаются объемы локальных рынков и средняя рентабельность по направлениям (совместно с муниципалитетами и представителями НКО)
- Портфельные проекты потоково анализируются на предмет возможностей получения всех форм господдержки, проводится подготовка документов на ее получение
- Привлекается пул инвестиционных и инфраструктурных партнеров (банки, инвестфонды, институты развития), каждый из которых отбирает из портфеля проекты под свои требования
- Организуется централизованное обучение предпринимателей работе с портфельными проектами
- Отдельно идет работа с пулом проектов, рассчитанных на внешние (за пределами субъекта) рынки сбыта по сопровождению их выхода на эти рынки
8. Томский кейс: основные цифры
- 110 компаний-участников программы
- 217 человек в обучающем контуре
- 76 проектов в единой онлайн-базе по 5 направлениям Стратегии развития региона (от 10 до 20 проектов по каждому из направлений)
- 11 лучших на инвестиционно-проектной сессии (с участием банков и инвестфондов)
- 5 месяцев и 3 этапа работы программы
- 5 компаний, вышедших на новые рынки за пределы региона благодаря программе
9. Резюме
- Успех реализации региональных стратегий – в привлечении партнеров
- Партнеры могут и должны быть не только внешними, но и внутренними
- 2 ключевых внутренних партнера – локальный бизнес и локальное гражданское общество
- Крупные контрагенты – стратегические инвесторы, федеральные структуры, госкомпании, банки, фонды, институты развития – могут работать не с единичными крупными проектами, а с набором небольших при условии их стандартизации и упаковки в единый пул
- На повестке дня – формирование универсальных проектных стандартов для проектов развития территориального и местного уровня
[fbcomments]