Новое

Как возникают кризисы

Не так давно мне позвонила Саша Гармажапова и попросила комментарий, почему нынешняя волна антикоррупционных зачисток обходит стороной Северный Кавказ. Я ей подробно объяснил следующее:

В таких республиках, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, где есть попытки удержания межэтнического баланса (должности главы и заместителей занимают представители разных национальностей), снятие с должности одного будет воспринято как наскок на определенную народность. Снимешь, например, черкеса, и тут же обострится межнациональная обстановка, — объясняет он. — Черкесы, если такое произойдет, воспримут это не как борьбу с коррупцией, а как наезд на них. Здесь.

Теперь смотрите это видео:

Подтекст следующий. Новый глава республиканской налоговой службы Ниров в последнее время резко увеличил собираемость налогов в республике – прирастив налоговые поступления на сотни миллионов рублей. Любой, кто понимает, как устроена наша налоговая система, догадывается, что основной выгодоприобретатель от этого – федеральный центр, а не республиканский бюджет. Соответственно, если перед федеральным центром он заработал очки, то для республиканского руководства его деятельность стала проблемой: из не самой богатой республики потоком утекают деньги. Глава региона, пойдя в атаку на налоговика, защищает те предприятия, которые оказались вынуждены платить. И его можно понять: положение этих предприятий и без того не блестящее, жесткий накат на них со стороны налоговой ставит под угрозу их существование.

Но то, как, в каком стиле он это делает, создало проблему уже политического характера. Ниров – абазин, представитель довольно маленькой национальности, четвертой по численности в республике. Глава же республики Темрезов – карачаевец, представитель основной титульной нации (которая, однако, большинства там тоже не составляет: всего примерно 40% населения). Соответственно, абазинское меньшинство увидело ситуацию не как разборку главы региона с представителем федеральной структуры, а как проявление межэтнического конфликта. И начало активничать: видео это уже работа их активистов.

Будет ли федеральный центр вписываться за представителя федеральной же структуры в противостоянии с региональным руководством? Теоретически – должен бы, иначе уважать перестанут. Но, опять же, именно в плоскости отношений институтов, не затрагивая аспект межэтнического конфликта, опасный в обе стороны.

Напомню, что предшественник Темрезова, уважаемый судья Эбзеев, лишился поста главы региона в похожей ситуации – из-за конфликта уже с черкесским меньшинством по поводу поста премьер-министра, который в республике всегда занимал черкес. Эбзеев же, бОльшую часть жизни проработав вне республики, пытался настаивать на том, что важна не национальность, а компетентность на этой должности – но его, мягко говоря, не поняли.

На месте Темрезова я бы, конечно, поступил иначе. Если есть вопросы к налоговой службе – как раз недавно Володин и Матвиенко совместно внесли закон, дающий право региональным парламентам заслушивать отчеты представителей федеральных структур, работающих на территории. Вот и воспользовался бы этой нормой – тогда острые вопросы главному налоговику задавал бы уже не он, а депутаты; и напряжение было бы гораздо меньше, а может и вообще бы не возникло. Взяв же инициативу на себя, он теперь сам и оказался под ударом – теперь ему придётся долго и муторно успокаивать одновременно и федералов, и абазин.

Мораль: региональные руководители могли бы вспомнить, что у них в регионах есть парламенты, и использовать их в тех случаях, когда необходимо выяснить отношения с федеральными ведомствами на территории. То есть действовать как политики, а не только как управленцы. Тем более там, где, кроме управленческого, действует и такой острополитический фактор, как межэтнический баланс.

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма