Не так давно по ленте пробегал сделанный РБК анализ итогов законотворческой деятельности нынешней, уходящей ГД. Так вот: выяснилось, что из почти двух тысяч законов, которые она успела принять за эти пять лет, более половины пришли из правительственной комиссии по законотворческой деятельности. Но и в оставшейся, меньшей половине значимая часть законов была на самом деле «ведомственными», от соответствующих министерств, просто подавались они не через комиссию, а напрямую через аффилированных депутатов.
Возникает впечатление, что исполнительная власть у нас сама же себе и законодательная: правительство сидит и пишет пачками законы на все случаи жизни, а Дума их косметически редактирует и большинством одобряет. Но откуда такой вал законов от министерств? Дело в том, что за последние годы у нас укоренилась привычка любые изменения в регулировании какой-нибудь сферы оформлять не ведомственными актами, а прямо федеральными законами. Делается это, видимо, не в последнюю очередь для размывания ответственности: одно дело ведомственное распоряжение, под которым стоит подпись издавшего его лица (с которого, соответственно, можно и спросить, если что), а совсем другое — федеральный закон: с кого тут спросишь? Удобно: вроде все отвечают, а на самом деле никто.
Соответственно есть риск, что по какому бы принципу следующая ГД ни формировалась, с какими бы инициативами туда ни шли отдельные депутаты и партии, правительство как грузило, так и продолжит грузить Думу валом все новых и новых законодательных инициатив, которые, понятное дело, будут всю дорогу в приоритете перед депутатскими.
В этом смысле главная проблема — не Дума. Главная проблема была и остаётся правительство. Министерства, которые вечно друг с другом не могут договориться и ведут каждое свою политику (помню, как недавно функционеры Минпрома в кулуарах одного совещания убеждали регионалов — работайте с нами, а не с Минэком). Премьер, который… ну, вы понимаете. Минфин, который традиционно считает себя главнее любого министерства: вы там себе планируйте что хотите, но денег не дадим и не надейтесь (один знакомый замминистра аж Путина подпись на проекте получил, а в Минфине ему сказали: знаешь, у нас вас таких сколько?). Министр ЖКХ, который на заседание президиума совета по нацпроектам приносит основной доклад, где на три цифры пять ошибок — математических, на уровне пятого класса средней школы. И профильные вице, которые никак не могут поделить зоны ответственности.
А думское большинство — оно в этой ситуации оказывается в ситуации вечно оправдывающейся за все это, по меткому определению Д.Орлова, «ответственной силы, которая при этом не несёт ответственности». Ну то есть как зачем нужна? Чтобы, когда у Вас, Денис, настроение плохое, Вы могли бы увидеть заседание ГД и в экран плюнуть. Но Вы, наверное, и этого делать не будете — там все-таки всенародно любимые и уважаемые граждане сидят — актеры, спортсмены, космонавты…
Собственно, возвращение одномандатников тем и хорошо, что у одномандатника легитимность не партийная (включила родная партия в список — вот ты и депутат), а территориальная. И, следовательно, они могут в своей деятельности исходить как минимум не только из того, что от них хочет их партия, но еще и из того, чего от них хотят люди, которые за них голосовали. Но вопрос в том, что из того, что они хотят, можно решить посредством принятия или изменения федеральных законов.
Ссылка на статью: http://izborskiy-club.livejournal.com/546093.html