На объединенном заседании политсоветов «Яблока» и СПС речь снова шла об их общем президенте
История про единого кандидата от правых сил окончательно стала похожа на сказку про белого бычка — без начала и конца. Сегодня — очередной раунд объединительных танцев СПС и «Яблока», очередная порция ритуальных заклинаний в камеры и коммунальной грызни за закрытыми дверями. Ещё один «информационный повод».
Давая анонс сегодняшнему «объединительному заседанию», СМИ цитировали Хакамаду: «Мы прекрасно понимаем, что эти выборы мы не выиграем — это игра на будущее. Мы не победим Владимира Путина, поскольку он обладает огромным, сумасшедшим рейтингом, потому что его личность востребована в России».
Иными словами, честно и с несколько даже показным «реализмом» и «трезвостью» признаётся тот факт, что для единого кандидата от правых сил — по олимпийскому принципу — важна не победа, а участие. Игра (на будущее), которая состоит в том, чтобы потусоваться в тени популярного, востребованного Владимира Путина с его огромным рейтингом. Ради этого весь сыр-бор. И именно за эту вот роль, заранее понятую как роль «на подтанцовках», идёт такая грызня между всеми правыми силами. За то, каким именно образом определять кандидата. За то, сколько именно процентов он должен набрать. За то, к какой партии он должен принадлежать. «Единый кандидат» — это не кандидат в президенты. Это кандидат в звёзды шоу «Выборы-2004», призванный скрасить собой скуку заведомой победы популярного и востребованного.
Примечательно в этой связи, что разговор о «едином кандидате» проводится вне контекста отношения к Путину, которое как бы выносится за скобки. Не идёт и речи о позиции «единого кандидата» в случае выхода во второй тур, ни даже в значительно более вероятном случае его невыхода. Всё это, очевидно, отдаётся на откуп текущей политической конъюнктуре.
Представьте себе какой-нибудь крупный мировой бренд — типа «Мальборо» или «Кока-колы» — в следующей ситуации: реклама по всем каналам идёт, крупные пиар-акции проводятся, но ни соответствующих сигарет, ни соответствующего напитка не производится и не продаётся. Что бы кто ни говорил об информационной эре и тотальной виртуализации, но без самого «конечного продукта» вся эта реклама враз станет выглядеть смешно и нелепо. Так вот, российские «правые силы» — или, точнее, организации, претендующие на бренд «российских правых сил» — не хотят заниматься политикой, т.е. своим прямым делом: выигрывать выборы, проводить собственную политическую линию и т.д. Они считают, что достаточно рекламы, и хотят заниматься только ею.
Желание это вполне объяснимо: не случайно последнее время так много было разговоров о роли «второго-третьего» на выборах-2004. «Второго-третьего» — потому, что фактическим вторым скорее всего будет Зюганов, который «не считается». В недавних известинских рассуждениях Павловского именно «второй-третий» объявляется наиболее реальным претендентом на роль кандидата от «партии власти» на выборах-2008, и рассуждения эти иначе как сигнал потенциальным инвесторам воспринимать нельзя. Таким образом, борьба за место «единого кандидата» — это ещё и борьба за право подержать объявление «Деньги нести сюда», и впоследствии гордо нести его по жизни последующие пять лет до выборов-2008.
Конечно, блажен, кто верует; тепло ему на свете. Но, во-первых, далеко не факт, что именно «второй-третий» будет избран преемником. И не только потому, что Павловский может ошибаться. Ещё и потому, что вряд ли преемник из «правых сил» сможет в обозримом будущем (а 2008-й — это обозримое будущее) завоевать симпатии большинства, даже если на него пальцем укажет Путин. А также и потому, что из Немцова с Явлинским и Хакамадой на ближайших выборах реальный «второй» (не говоря уж о «ле Пэне») не получится ни при каких обстоятельствах, а в каком-либо другом качестве они вряд ли интересны в смысле предвыборной интриги. Тем более в смысле «инвестиций».
Вывод из такой роли «единого кандидата» напрашивается предельно простой: обе «правые силы» существуют сегодня не для реальной политики, выборов и избирателей, а исключительно для СМИ, бесконечных публичных «объединений» и «разъединений», безответственной критики власти (Яблоко) и столь же безответственных залихватских медийных инициатив (СПС). И проблема их как раз в этом, а не в том, что они никак не могут договориться о едином кандидате. Более того, они и сами себя воспринимают именно так и заранее, за два года до президентских выборов, соглашаются с ролью ходячих «информационных поводов».
При этом характерно более значительную озабоченность правых сил вызывает сам механизм определения кандидата. Буйная фантазия не знает удержу: вариантов этого механизма было предложено на целый учебник по матстатистике. Либо у кого больше всех рейтинг. Либо чья партия набрала больше всех голосов. Либо голосованием на объединенно-объединительном политсовете с правом вето. Либо просто «русской рулеткой». Но ощущение такое, что пытаться определить единого кандидата от правых сил путём переговоров между их сегодняшними хэдлайнерами — всё равно что собрать поп-звёзд и заставить их договориться между собой, кто лучше всех поёт. И результат тот же, и сам процесс будет выглядеть похоже.