Президент хочет выгонять губернаторов за профнепригодность
Сегодня Владимир Путин проводил в Саранске совещание с главами регионов Поволжья и сумел сотворить на этом скучном бюрократическом мероприятии настоящую сенсацию. Находясь под тяжёлым впечатлением от посещения родины вождя мирового пролетариата, Путин поставил вопрос о механизме снятия «в критических ситуациях» не справившихся губернаторов со своих постов. При этом особенно примечателен тот факт, что произнесено сие было в присутствии таких общепризнанных столпов федерализма, как Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Константин Титов etc.
В своё время Борис Ельцин бросил главам регионов своё знаменитое: «Берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Тогда, в начале девяностых, в атмосфере парада суверенитетов и не остывшего ещё всеобщего перестроечного ража, это произвело эффект разорвавшейся бомбы — да и по сей день является одним из главных аргументов левой оппозиции против «преступного режима». Сейчас уже ясно, что именно этот без преувеличения исторический шаг Ельцина не позволил российской федерации повторить судьбу СССР. Просто потому, что нахватавшиеся вожделенного суверенитета региональные бароны «вдруг» открыли для себя тот простой факт, что независимость от Москвы — это не только свобода от указующего перста из центра и возможность неограниченного воровства всего и вся в своей «вотчине», но и непосредственная ответственность перед своим населением — за зарплаты и пенсии, за коммунальную инфраструктуру, за законность и правопорядок. Ответственность, которую уже не спишешь на Москву, ибо для людей Москва далеко, а свой, выборный региональный начальник — вот он, рядом. И — не прошло и нескольких лет — в Кремле выстроилась очередь из вчерашних «сепаратистов» — просить трансфертов, льгот, дотаций… А ещё через несколько лет, когда Басаева и Масхадова в Чечне со второй попытки загнали-таки за Можай, а федеральный центр — пусть и руками «олигархов» — перемолол на выборах в капусту мощнейшую ассоциацию самых-самых «независимых» и «крепких» региональных баронов во главе с Лужковым и тем же Шаймиевым, нацелившихся на верховную власть, стало ясно — единство страны сохранено, отныне и надолго.
С этого самого момента пошёл необратимый отсчёт «времени собирания камней», и логика событий перестала быть подконтрольна желаниям отдельных политиков — будь то сторонники централизации или её противники. Однако до сих пор единственным инструментом, который имел в арсенале Кремль для смены региональных начальников, были выборы, и несколько подряд (спасибо Павловскому & Co) откровенно позорных для власти кампаний — Питер, Курск, Владивосток и др., всё более профанирующих сам институт выборов в нашей стране, всерьёз поставили вопрос о необходимости другой организации «вертикали власти» в части отношений президент-губернатор. Потому что, если независимый и несменяемый губернатор доводит регион до состояния катастрофы, как в случае с Ульяновской областью, то в конечном счёте немалую часть вины за это люди возложат и на президента — и будут по-своему правы как избиратели.
Поэтому есть очень большие шансы, что анонсированный Путиным механизм прямого вмешательства Центра в дела регионов вплоть до отстранения губернаторов будет создан, и смириться с этим как с неизбежностью придётся не только Минтимеру Шариповичу и Муртазе Рахимовичу, но даже и Юрию Михайловичу. Пусть даже мягкая аппаратная этика нынешней эпохи и предусматривает для них в этих случаях весьма даже пристойную синекуру вроде поста начальника Госкомрыболовства или представителя региона в Совете Федерации.
Однако, шансы шансами, но создать механизмы по смене избранных региональных лидеров, причем такие, которые были бы хоть сколько-нибудь универсальны и при этом не противоречили бы конституции дело совсем не простое. Отстранение через суд, прописанное в конституции мало того, что требует наличия состава преступления, массы согласований и независимости суда от местных властей, так еще и по срокам никак не годится для оперативного влияния на ситуацию.
Есть и еще одна проблема. Создать механизм, позволяющий убрать Шаймиева или Рахимова с Лужковым, наверное, можно, но что дальше? Если Татарстан — вотчина Шаймиева, если все московское хозяйство выстроено под Лужкова, то одним указом об отстранении, пусть даже и президентским, изменить ничего не удастся. Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет. Акция «Вас тут не стояло» не помогла не то что побороть Лужкова, а даже памятник Петру I работы Церетели.