Новое

Курортники Новороссийска, надев солнцезащитные очки, смотрят смерти прямо в лицо

В России в любой катастрофе всегда виновато государство

Страна опять разбирает завалы и хоронит жертв ещё одной стихии — на сей раз наводнения на российском черноморском побережье. И всё это как обычно сопровождается огромным количеством обвинений в адрес властей, не предусмотревших, не построивших, не предупредивших… Обвинений бессмысленных не менее, чем проклятия небесным силам, вызвавшим ливни и оползни. Не тот случай, чтобы дежурно пускать слюну. Хотя, безусловно, можно много говорить об изношенности дамб и селезащитных сооружений ещё с советского периода — что, увы, есть типичная картина для всей страны. Другое дело, что во всей остальной стране, случись что, не будет такого количество жертв, ибо плотность «заселения» черноморского побережья в разгар курортного сезона совершенно немыслимая. И очевидно, что, когда имеешь дело с таким количеством людей, крайне трудно проводить спасательные работы, кормить, перевозить, спасать, отменять и назначать поезда, быстро разбирать завалы на автодорогах и т.д.

При всём при том случившееся — безусловный повод обратить внимание на то, что в нашей стране есть действительно очень большая проблема, связанная с индустрией туризма и отдыха. Дело в том, что черноморское побережье — единственное имеющееся в России побережье тёплого моря, пригодное для отдыха. Поэтому каждое лето там столпотворение людей, которые селятся где попало и как попало. Участие же властей в этом процессе ограничивается только взиманием платы с отдыхающих на любом клочке земли. У любого курортника есть только два способа отдохнуть на черноморском побережье: либо официально по путёвке, но сверхдорого (отдых в Сочи сегодня дороже не только Турции и Кипра, но даже и Испании), либо приезжать в места обетованные дикарем на свой страх и риск. Середины практически нет: являющиеся обычной картиной дикие палаточные лагеря вдоль всего берега — единственный на сегодня вид кемпинга. Без пошлой роскоши типа света, туалета и места для стоянки, в трогательном единении с природой — зачастую для этой самой природы губительном.

Поэтому граждане среднего достатка в массе своей выбирают для отдыха ту самую Турцию и Кипр, а на черноморском побережье местные власти ограничивают своё участие в развитии туризма в регионе разве что собиранием денег за каждый день и квадратный метр. И до тех пор, пока ситуация не изменится, провести отпуск на Юге для большинства россиян будет подвигом, сравнимым с походом за золотым руном — даже в том случае, если Бог милует от наводнения.

Пока же суть да дело, обычные отдыхающие сразу после спада наводнения и улучшения погоды высыпали на пляжи дополучать своё солнце любой ценой. Зрелище само по себе безусловно дикое: спасатели вылавливают трупы из воды, а рядом на берегу лежат люди и назло всему греют на пляже пузо. В трусливой Европе, где одно известие о возможности тайфуна на каком-нибудь курорте вызывает массовую сдачу путёвок, в это бы никто не поверил. Но вряд ли стоит столь уж сильно удивляться тому, что в России всё иначе. Наши люди несколько дней ехали за солнцем из почти вечной зимы и обречены после нескольких коротких дней в эту самую зиму возвращаться. Это вам не европейцы, которые если и не поедут в Египет, то спокойно погреются и на своём ласковом парижском солнышке, инда и сэкономят ещё. А наши люди — суровые северные варвары советской закваски, презирающие и собственную жизнь, и чужую смерть — не знаешь, право, то ли материться, то ли бурно аплодировать.

Источник: http://www.publications.ru/comments/72432/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма