Новое

Кин-дза-дза

Владимир Рушайло столкнулся с неопознанным летающим пепелацем

Тяжёлый день понедельник начался на сей раз с сообщений о сразу трёх громких автокатастрофах. В Новгороде Великом в результате автоаварии погиб мэр города, заместитель главы администрации Новгородской области Александр Корсунов. На противоположном конце страны, на Камчатке, в тот же день попал в больницу секретарь Совета Безопасности, бывший министр внутренних дел Владимир Рушайло – также после аварии, в которой погибло пять человек. И, наконец, в Чечне, в Урус-Мартане в результате столкновения милицейской «Волги» с частным авто погибло два человека, и ещё десять получили травмы – без всяких фугасов и обстрелов.

Между любыми двумя из этих пунктов тысячи и тысячи километров, что, наверное, ещё более подчёркивает разительное сходство всех этих историй. Служебный автомобиль, несущийся с воем мигалок по встречной-поперечной полосе, не успевший вовремя увернуться частник, обязательно «пьяный» или «на неисправной машине», согласно официальному сообщению «органов», добрый десяток трупов в общей сложности. Уголовное дело, заведённое на незадачливого водилу, если даже ему удаётся уцелеть, не сулит ничего хорошего – правоохранители обойдутся с таким жёстко. Правила надо было соблюдать, а как же…

Общеизвестный факт: правил дорожного движения существует в России два типа – для всех (т.е. пацаков) и для крутых (чатлан и эцилопов). Правила для пацаков предписывают ехать только в своей полосе, строго смотреть за ограничителем скорости, соблюдать все многочисленные знаки, из которых половина вообще неизвестно зачем поставлена. Шаг влево-вправо считается побегом: в кустах моментально обнаружится продавец полосатых палочек с радаром наизготовку, и попробуй только не сунуть сторублёвку в документы, предъявляемые на просмотр. Правила для крутых, напротив, предполагают, что можно всё – ехать по встречной на максимальной скорости, плевать на светофоры и запретительные знаки, сгонять сиреной и миганием фар с полосы подвёртывающихся тихоходов, подрезать, резко тормозить, ездить за рулём в дупель пьяным… Крутым можно быть двумя способами: либо иметь много денег «на ментов» (вариант «чатланин»), либо иметь мигалку, крякалку, федеральные или на худой конец «синие» номера (вариант «эцилоп»). В последнем случае единственное, что грозит обладателю эцилопских отличительных признаков – регулярные проверки на правомочность своей принадлежности к касте избранных. Сию блюдут от скверны прежёстко – проверки «мигалок» ГИБДД устраивает не реже, чем раз в два месяца. И безжалостно отнимает заветные игрушки – если, опять же, не включается в действие в этот момент вариант «чатланин», т.е. взятка.

Чатланину сложнее – ему приходится платить за всё. Для гаишника нет ничего более вожделенного, чем нарушитель на дорогой иномарке. Один мой знакомый гаишник, показывая свой дорогой музыкальный центр, хвастался, что купил его на деньги, «заработанные» им за один пятничный вечер на перекрёстке возле Центрального Телеграфа. «Бахусов» ловили, многозначительно прояснил он. Поэтому любой чатланин, пару раз отправив в карман гаишника сотню-другую долларов широким жестом, на третий раз уже задумывается о том, не перейти ли ему в эцилопы. И идёт покупать себе мигалку.

Однако если от служб правопорядка эцилопские регалии до времени спасают, то от едущего навстречу грузовика или попавшегося ненароком пьяного водителя они спасти не могут. И за последние годы было очень много громких автоаварий, связанных с «мигалками» — два года назад разбился в Кемеровской области и попал в больницу Герман Греф, год или полтора назад – мэр Набережных Челнов, тогда же – и насмерть – руководитель аппарата фракции СПС Аникин и др. С менее известными начальниками такие ситуации случаются чуть ли не каждую неделю, и в подавляющем большинстве случаев в аварии обвиняют тех, с кем они столкнулись – не уступили дорогу спецтранспорту, не шарахнулись вовремя из своей полосы на обочину, «ку» не сделали, как же так? Причём ещё можно понять, когда они куда-то спешат утром, по делам, скажем – но ведь и вечером, на выезде из центра в спальные районы, всё время слышен вой эцилопских сирен…

Самое же парадоксальное во всём этом – что начальники с эцилопскими знаками отличий, кажется, даже не осознают толком, что они рискуют жизнью, избирая такой вот способ передвижения. В конце концов, лихо проехать с сиреной мимо километровой пробки, распугивая малых сих – разве не лучший из возможных способов почувствовать свою значимость в этом мире? И разве не жалко за это даже и такого вот риска? Слаб человек… А нам, пацакам, только и остаётся, что выруливать из пробки на встречную сразу после проезда по ней «мигалки» и пристраиваться к ней в хвост, надеясь, что в случае чего удар на себя она примет первой.

На самом деле для того, чтобы российские автодороги перестали вызывать ассоциации с планетой Плюк, нужно сделать одну простую вещь: на городских федеральных магистралях выделить полосу для спецтранспорта, для быстрого проезда VIP-кортежей, а на прочих дорогах, включая загородные трассы, какие-либо льготы «мигалкам» отменить, сделав им правила на общих основаниях. А также запретить использование сирен и проблесковых маячков на дорогах общего пользования, за исключением спецмашин наподобие «скорой», пожарной и милиции, раскрашенных в соответствующие цвета. Возможно, начальники и возмутятся такой беспардонной эмансипации – но на самом деле постановка их на одну доску с простыми смертными в их же интересах. Потому что в этом случае три аварии за один день, с участием «мигалок» и трупами, не будут восприниматься как заурядное и даже в чём-то характерное событие.

Источник: http://www.publications.ru/comments/81634/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма