Пять пиар-акций года
Пиар-акция – одна из основных форм деятельности в современной политике. В ситуации, когда главным местом, где происходят политические события, является не Кремль, не Дума, не правительство, не американский Белый Дом и даже не верховная масонская ложа, а экран телевизора, когда главным критерием политического веса является «рейтинг», по-другому и невозможно. Поэтому пиар-акция, т.е. действие, рассчитанное не столько на произведение какого-то действительного эффекта, сколько на генерацию медийного шума и изменения в структуре общеупотребительных мифов, и есть то, чем занимаются сегодня буквально все – от президентов до шахидов. Каждый по-своему, конечно.
Пять наиболее громких пиар-акций уходящего года – это, наверное, довольно спорный жанр предновогоднего рейтинга, так как описывает не столько события сами по себе, сколько их информационные последствия. Такой рейтинг – наша версия главы про 2002 год для книги «История современных мифов», которая, наверное, вряд ли будет когда-либо написана.
Наша пятёрка выглядит так:
1. Захват «Норд-Оста»
Теракт, главной целью которого было вернуть Россию назад в 1999 год, одним ударом отменив всё то, что случилось за эти три года – в первую очередь, Путина. Бараевцы так и не смогли выдвинуть никаких осмысленных требований – но они точно знали, чего хотят. И это было вовсе не «прекращение войны в Чечне» или «мирные переговоры с Масхадовым» — окончательно обессмысленные сегодня лозунги. Задача была совсем в другом – наглядно продемонстрировать всему миру бессилие российской власти, спецслужб, растерянность и панику всех и вся. В этом смысле захват «Норд-Оста» — это пиар-акция.
Сейчас, оглядываясь назад, очень трудно до конца оценить степень той опасности, которой избежала Россия в октябре минувшего года. При этом всем понятно, что ни военный потенциал, ни экономика, ни структуры управления от взрыва одного московского дома культуры сами по себе никак бы не пострадали; однако опустошительный эффект, который мог бы быть произведён растиражированным поражением государства, сопоставим с эффектом взрыва атомной бомбы.
Для России эта схватка окончилась «вничью». Могла бы быть победа или, по крайней мере, что-то более близкое к победе, если бы не позорный провал «гуманитарной части операции» московскими городскими службами. Дальнейшая схватка «в партере» — за выдачу Закаева, за чеченские конгрессы в разных городах Чечни, России и мира, за проект республиканской конституции и т.д. – вновь перевела тему в режим постоянной занозы с регулярными обострениями. Статус-кво остался сохранён; ничего, по большому счёту, не изменилось. Наверное, это и есть главный итог «Норд-Оста».
[ 25-10-2002 ] Алексей Чадаев. Телетеррор
[ 26-10-2002 ] Константин Крылов. Вместо аплодисментов
2. Война США с Ираком
Жанр «мыльной оперы», избранный американцами для борьбы с «осью зла» на информационном фронте, оказался наиболее выигрышным в их ситуации, когда кавалерийский наскок был слишком рискован. Сейчас, после того, как весь год различные СМИ раз в неделю публиковали «утекшие» из Пентагона планы военной операции против Ирака, сам Буш не реже раза в месяц выступал с заявлениями, общий смысл которых всегда один и тот же – «держите меня семеро, счас я ему задам», а Колин Пауэлл с Дональдом Рамсфелдом на глазах у всего мира спорили между собой о том, нужны в этом благородном деле Америке союзники или нет – одно напоминание об Ираке вызывает у обывателей по всему миру приступ зубной боли и требование поскорее сменить пластинку. Не исключено, что в этом и состояла стратегическая цель американцев – до такой степени надоесть всем своими разговорами про Ирак, чтобы, когда реальные боевые действия всё-таки начнутся, на сообщения о них никто уже не обращал внимания. Надо поздравить американцев – в этом они очевидно преуспели.
Доля России в американском пиар-успехе тоже есть, и не такая уж маленькая – никто не подыгрывал американцам в бесконечном растягивании этой волынки столь старательно, как российская дипломатия. Она до последнего защищала «нашего последнего союзника» на Ближнем Востоке от посягательств собственного стратегического партнёра по антитеррористической коалиции, и явно с пользой для страны: на фоне нагнетания страстей вокруг Ирака мировые цены на энергоносители всё время продолжали расти. Впрочем, багдадский друг всё-таки подпортил нам мёд своей ложкой дёгтя, вполне бесцеремонно выставив «Лукойл» из своей страны. Чтобы жизнь малиной не казалась.
[ 23-12-2002 ] Александр Храмчихин. «Ось зла» Америке не по зубам
3. Международная презентация единой Европы: введение наличного евро, дискуссия по поводу расширения ЕС и НАТО etc.
Введение евро рекламировалось как рациональный шаг, продиктованный экономической целесообразностью. На деле появление на свет разноцветных веселых бумажек мало что изменило в экономической жизни. Таможенных барьеров и экономических границ внутри Евросоюза нет давным-давно. В финансовой сфере банки как брали комиссию за международные переводы, так и продолжают ее брать. Общая бюджетная политика, которая должна была бы в теории создаваться параллельно валютному объединению, умирает на глазах, так и не выйдя из младенчества.
Зато пиаровский эффект удался на все сто: голландцы изумленно разглядывают профиль Хуана Карлоса Бурбона на сдаче в булочной, поляки переводят сбережения в деньги богатых соседей, и весь мир наконец-то заговорил о рождении Соединенных Штатов Европы. Британцев на волне общего энтузиазма даже подмывало присоединиться к экстатическому братскому единению и распрощаться с фунтом; вовремя одумались. Пафосное сборище под председательством Валери Жискар д’Эстена, без особого успеха сочиняющее «Европейскую Конституцию», на этом фоне даже кажется респектабельным и для чего-то совершенно необходимым.
4. Предложение о вхождении Белоруссии в РФ
Пожалуй, одна из самых успешных пиар-акций Путина за весь период его президентства. Ситуация с бесконечной дружбой славянских народов оказалась одним махом развёрнута на 180 градусов. До лета сего года мы знали, что есть братская Белоруссия, которая давным-давно хочет с нами объединиться, но наш собственный преступный режим ей этого не даёт сделать. Для того, чтобы показать всем, что это не так, российскому президенту оказалось достаточно просто сказать один раз Лукашенко «да».
Режимы, которые выросли в странах СНГ за эти десять лет – паразитические клановые структуры, извлекающие дивиденды из недостроенности собственных суверенитетов. Именно в силу этой своей природы они обречены на бесконечное балансирование между Москвой и тем, что им кажется её врагами. Лукашенко до последнего пытался строить свой «бизнес» на другом – он хотел быть в одном лице президентом Белоруссии и российским политиком федерального уровня, надеясь, что это – путь в Кремль. Теперь, после семи лет подобной деятельности, он оказался вынужден переучиваться на «многовекторность» по украинскому образцу; в результате, батька всю осень этого года демонстрировал миру мизансцену «корова на льду».
Долгосрочным же последствием этого события стал неизбежный теперь роспуск СНГ и окончательное осознание Россией себя как суверенного государства в нынешних границах, а «бывших наших» — как естественной сферы своего влияния. Первый шаг на этом направлении уже сделан – на саммите СНГ в Кишинёве Путин передал председательские полномочия в СНГ Украине – т.е. той стране, которая всегда была основным противником российских интеграционных инициатив.
Избавление от геополитических химер и пенсионерской ностальгии – дело всегда трудное и болезненное. Однако бесконечное их поддерживание в состоянии мавзолейного Ильича – чем, собственно, и занимается сегодня СНГ – чревато полной катастрофой реальных интересов государства. Необходимо перешагнуть через себя, через собственное прошлое, осознав, что мы живём не в Советском Союзе и не в его эрзаце, а в государстве Россия – безотносительно к тому, хорошо это или плохо. Именно поэтому важность того, что произошло в этом году в отношениях с «бывшими нашими», трудно переоценить.
[ 15-08-2002 ] Павел Черноморский. Русский немец зарезал белорусского батьку
5. Проект «Реставрация»
Это даже не акция, а полновесная пиар-кампания, всё время наращивавшая размеры своего присутствия в эфире. Её старт был дан Кремлём ещё в позапрошлом году – возвратом александровского гимна. Весь 2002 год прошёл в выбросах протуберанцев этого проекта – начиная от идеи возврата памятника Дзержинскому и заканчивая специфическим образом демонстрируемой «национальной гордостью великороссов» на просмотре матча Россия-Япония в центре Москвы. А под конец года появился ещё и «вброс» о возможном переименовании Волгограда обратно в Сталинград – самая мысль о котором была невозможна даже у покойных Л.И.Брежнева и Ю.В.Андропова.
Проект «Реставрация» замечателен тем, что не имеет явных, видимых миру авторов. И апологеты, и противники возврата к прошлому говорят о нем как бы со стороны, как об атмосферном явлении – или, что почти то же самое, «настроении умов». Периодически показывают пальцем то лично на В.В.Путина, то на различные кремлёвские тени с псевдонимами «Сурков» либо «Павловский»; те пытаются открещиваться с разной степенью виртуозности. Иногда кажется, что главная и единственная его цель – поиздеваться «изнутри» над либеральной интеллигенцией, которая на страшилки из прошлого реагирует с предсказуемостью собаки Павлова. А масс-медиа устроены таким образом, что их реакция моментально заполняет собой всё имеющееся пространство.
Разговоры в редакции. Проект «Реставрация»